FaaS: финтех-конструктор, «утоляющий боли»
Как пандемия «взрастила» новый технологический сегмент для рынка электронной торговли
Рынок электронной торговли (e-commerce) стал одним из основных бенефициаров пандемии COVID-19: скорость роста отрасли значительно превысила темпы предыдущих лет под влиянием особых обстоятельств. «Пандемические факторы», по прогнозам экспертов, станут драйвером развития сектора в течение еще нескольких лет. Пандемия породила и еще одно интересное явление в онлайн-ритейле — новую отрасль финтеха, «заточенную» под нужды e-commerce, — FaaS. Поэтому факторы, влияющие на рост электронной торговли, будут также опосредованно влиять и на нее. Что такое FaaS, откуда он взялся, как определились лидеры в этом сегменте и как будет развиваться в ближайшее время?
Фото: Пресс-служба ЮMoney
Отсроченные эффекты пандемии
Рынок электронной торговли (e-commerce) стал одним из основных бенефициаров пандемии COVID-19. Согласно прогнозу Data Insight, совокупный дополнительный прирост в этом сегменте за счет фактора пандемии в 2020–2024 годах составит 4,4 трлн руб. из 23,3 трлн руб. общего объема рынка за эти годы. По итогам кризисного 2020 года отрасль совокупно выросла на 44% (по сравнению с 22% и 28% в 2018 и 2019 годах соответственно), в текущем году рост может составить 34%, а в следующем — 32%. Доля e-сommerce в розничной торговле может вырасти с 9% в 2020 году до 19% в 2024-м. Такие данные содержатся в исследовании Data Insight «Рынок e-сommerce: прогноз роста 2020–2024», опубликованном в середине августа.
Действие факторов, возникших во время пандемии, будет продолжаться еще несколько лет, считают аналитики агентства: в 2024 году объем онлайн-продаж, созданный этими факторами, составит 1,6 трлн руб.
Клиенты пришли и остались
Основным таким фактором, по мнению аналитиков агентства «РБК Исследования рынков», является переток потребителей из офлайна в онлайн, вызванный особенностями режима самоизоляции и ограничениями на работу торговых предприятий. «Интернет оказался для россиян основным каналом покупки многих категорий товаров, что ускорило рост аудитории e-commerce»,— отмечается в июньском исследовании агентства «Рейтинг платежных сервисов в России». Количество интернет-покупателей с 2019 по 2020 год увеличилось на 4,6 млн человек (с 23,9 млн до 28,5 млн соответственно), подсчитали авторы рейтинга. По оценкам Data Insight, за три месяца самоизоляции клиентская база интернет-магазинов выросла не менее чем на 10 млн человек и большинство из них продолжит совершать покупки в интернете и в дальнейшем.
В e-commerce обосновались новые отрасли
Фото: Пресс-служба ЮMoney
По данным Росстата, падение оборота розничной торговли в апреле 2020 года составило 27,9% по сравнению с предыдущим месяцем и 22,6% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Непродовольственный сектор пострадал сильнее всего: в 2020 году розничный оборот в этом сегменте упал на 5,2%, что в два раза больше, чем в сегменте продовольственных товаров. Для многих торговых компаний вопрос стоял как «интернет или смерть». Поэтому в период пандемии в онлайн активно устремились отрасли, которые никогда не были традиционными для e-commerce: среди них, к примеру, торговля автомобилями, ювелирными товарами, фармацевтической продукцией.
«Первый год пандемии дал колоссальный прирост количества внутренних поставщиков-партнеров отечественного рынка e-commerce. В 2021 году этот процесс продолжился в силу того, что потребительская модель поведения претерпела быстрые изменения, а за счет очевидных выгод и удобств получения товаров она ожидаемо будет сохраняться и совершенствоваться»,— уверен управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. По его словам, неизбежен дальнейший переток офлайновой торговли практически по всем наиболее гибким отраслям в онлайн.
Регионы втянулись в онлайн-покупки
Ранее рынок e-commerce традиционно концентрировался в столицах. Пандемия несколько поменяла эту картину: онлайн-ритейл стал уходить все глубже в регионы. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, доля Москвы в онлайн-продажах в 2020 году составила 24,7%, Московской области — 8,3%, Санкт-Петербурга — 7,5%, Свердловской области — 2,5%, Ростовской области — 2,3%, Татарстана — 2,1%, Самарской и Нижегородской областей — по 1,9%, Красноярского края — 1,6%. Участники мартовского опроса, организованного маркетинговым агентством E-Promo для подготовки аналитического отчета «E-COMMERCE 2021», тенденцию подтвердили: 30% опрошенных экспертов ожидают дальнейшего роста доли регионов в общем обороте рынка.
«Побочный эффект» пандемии: рост FaaS вместе с e-commerce
Фото: Пресс-служба ЮMoney
FaaS — относительно новая для российского рынка аббревиатура, буквально означающая «финтех как сервис» (fintech-as-a-service). По сути, это сопутствующий продукт, позволяющий e-commerce-компаниям сосредоточиться на развитии бизнеса как такового, поручив непрофильные финансовые функции третьей стороне. FaaS представляет собой «коробочные» решения для закрытия различных бизнес-сценариев, дополнительной монетизации и удержания клиента в поле компании.
Новые платежные «боли» e-commerce
Еще в 2017 году EY прогнозировала, что к 2035 году 96,3% платежей в РФ будут совершаться через инфраструктуру финтех-сервисов. Спустя четыре года ситуация видится несколько иначе.
Руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики «Сколково-РЭШ» Егор Кривошея отмечает: само понятие финтех-инфраструктуры сильно изменилось. Теперь это не только сервисы онлайн-платежей и переводов, P2P-обмены валют, сервисы b2b-платежей и переводов и смарт-терминалы. Этот рынок сейчас намного более многогранный, чем можно было себе представить в 2017-м. Он включает в себя технологии по отслеживанию наличного оборота, СБП, инфраструктуру распределенных реестров и многое другое.
В каком-то смысле абсолютное большинство платежей на ряде этапов (например, в обработке) сейчас уже используют финансовые технологии. «Пандемия, безусловно, подтолкнула участников экономики к росту использования цифровых каналов, но, скорее, более важную роль здесь сыграло развитие инфраструктурных проектов как от Банка России и ведущих банков, так и от платежных систем»,— отмечает эксперт. По мнению же господина Жарского, прогноз EY вполне может осуществиться на два-три года раньше. «Совершение платежей через инфраструктуру финтех-сервисов — это то, к чему целенаправленно идут не только основные игроки рынка онлайн-торговли, но и то, на что ориентируется Центробанк как основной регулятор отрасли»,— говорит он.
В период бурного роста рынка онлайн-ритейла количество интернет-трансакций значительно возросло: по данным Data Insight, рынок сделок между пользователями на e-commerce-площадках в денежном эквиваленте вырос на 87% за 1,5 года, до 1,06 трлн руб., по итогам 2020 года. Рост нагрузки на платежную инфраструктуру потребовал от участников рынка ее быстрого переформатирования.
«Торговые компании разделились на несколько типов. Одни уже имели какой-то задел или сумели быстро мобилизовать ресурсы для перехода в онлайн. Другие не были к этому готовы, из-за чего эффекты пандемии на них сказались серьезнее,— рассуждает господин Кривошея.— Среди ресторанов и кафе новые направления работы открыли 46% МСБ, в рознице — 40%, услуги населению, интернет-магазины и аптеки — менее 25%».
Кроме того, бизнесы столкнулись с необходимостью тонкой настройки, кастомизации своих платежных систем. Так, для ряда отраслей переход продаж из офлайна в онлайн потребовал пересмотра механизма продажи дорогостоящих товаров (например, автомобилей) в кредит. Необходимость доставки товаров на дом курьерскими службами значительно усилила потребность в сервисах электронных чаевых. Отсутствие возможности личной встречи с клиентом сделало необходимым эмиссию электронных карт лояльности. Массовый переток продавцов на площадки онлайн-маркетплейсов, вызвавший бурный рост последних, породил потребность в сплитовании платежей (сплитование — способ оплаты, при котором одна трансакция направляется в адрес более чем одного юрлица, а распределение средств происходит на основании уникальных идентификаторов каждого из партнеров). Выход в интернет компаний малого бизнеса стал драйвером развития сервиса выставления счетов в мессенджерах и соцсетях. При этом индустрия ощутила небывалую доселе боль от возросшей активности киберпреступников (тоже своего рода эффект пандемии), что потребовало усиления антифрод-защиты. Все это означает необходимость вкладывать значительные ресурсы (как финансовые, так и человеческие) в развитие платежных решений.
Закономерным ответом на сложившуюся ситуацию стал рост индустрии FaaS: она смогла предложить на выбор любые готовые наборы финансовых сервисов, и это не требовало от участников рынка электронной торговли серьезных вложений в непрофильную деятельность. «Финтех-решения (mPOS и беспроводные POS-терминалы, платежные шлюзы, возможность приема разных инноваций и др.) и широкая линейка возможных инструментов для приема безналичных платежей (например, СБП, кошельки и т. д.) помогают торговым предприятиям находить оптимальный для их клиентов набор инструментов и наилучшим образом конвертировать клиентскую активность в продажи. Сейчас в целом происходит нишевизация финтех-решений»,— констатирует господин Кривошея.
В лидеры выбились универсалы
Пандемия сделала очевидным лидерство финтехов, которые могут предложить «коробки» из широкого набора платежных (и околоплатежных) сервисов с максимально легкой и гибкой кастомизацией. Так, по данным «Рейтинга платежных сервисов в России» от «РБК Исследования рынков», в секторе специализированных платежных сервисов с небанковской лицензией в настоящий момент лидирует платформа ЮKassa . «Платформа демонстрирует высокие оценки по таким характеристикам, как “Технологичность”, а также “Платежные методы”. В целом в рамках b2b2c-парадигмы платежные сервисы нацелены на нативность платежного опыта клиента и максимальную конверсию, что достигается за счет развития технологической стороны бизнеса»,— указывается в аннотации к рейтингу.
ЮKassa — платежный провайдер, предлагающий технологические решения в области финансов для бизнеса (ИП, юрлиц и самозанятых). Запущен в 2013 году. Является сервисом IT-компании ЮMoney. Входит в экосистему Сбера.
ЮKassa предоставляет максимально возможный выбор таких продуктов — от приема платежей всеми существующими способами (банковские карты, электронные деньги, Apple Pay и Google Pay, наличные через терминалы и кассы) до выпуска виртуальных карт, организации бесшовного кредитования и специальных сервисов для самозанятых. Сервисом обслуживается более 120 тыс. нефинансовых мерчантов. Каждая восьмая трансакция в российском сегменте интернета проходит через ЮKassa.
OOO НКО «ЮМани»