Авторынок просел между спросом и предложением
Как нехватка комплектующих повлияла на продажи машин
Производители автомобилей делятся негативными для отрасли прогнозами: дефицит чипов сохранится еще как минимум два года. Как пишет Bloomberg, нехватка комплектующих уже повлияла на бизнес Toyota, Ford и Tesla. Не остались в стороне и российские дилеры, продажи которых этим летом рухнули почти на 20%. Продолжится ли падение рынка? Разбирался Иван Якунин.
Полупроводников не хватает до такой степени, что ведущий мировой автопроизводитель Toyota сократил выпуск машин на 40% и закрыл 14 заводов в Японии. General Motors объявила о приостановке восьми производств в Северной Америке, пауза продлится минимум две недели. Такой же срок обозначили в компании Ford, где без работы остались сотрудники двух предприятий. Накануне выступил и гендиректор Volkswagen Герберт Дисс. В интервью Bloomberg он признался, что машины просто не из чего собирать:
«Мы ожидали увеличения поставок чипов после летних каникул, но в Малайзии разбушевался коронавирус. Несколько производителей серьезно пострадали, и теперь у нас снова нехватка. Ситуация, конечно, улучшается, и мы ожидаем восстановления в четвертом квартале, но, честно говоря, такие надежды у нас были и в первом, и во втором, и в третьем. Кроме того, сегмент "интернета вещей" очень быстро растет, они получают очень много чипов, так что общая нехватка сохранится, вероятно, на протяжении нескольких лет».
Эта проблема глобальна, она затронула в том числе и российский рынок. По подсчетам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в августе упали на 17% по сравнению с тем же месяцем 2020 года. Главной причиной там тоже назвали нехватку комплектующих. При этом спрос, хоть и остается нестабильным, но все же превосходит предложение, поэтому дилеры оказываются в сложной ситуации, говорит гендиректор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль:
«Машин нет — продавать нечего. То незначительное число автомобилей, которые поступают к дилерам, те не готовы отдавать со скидками, ведь предприятия нужно окупать.
Все они построены по принципу больших объемов продаж, и когда их не хватает, дилеры фактически находятся на грани выживания».
Наиболее популярными у россиян остаются бюджетные марки. В тройку вошли Lada, Kia, Hyundai. При этом продажи у отечественного бренда по сравнению с прошлым годом просели сильнее всего — почти на треть. Правда, это не очень репрезентативно, считает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. По его мнению, сыграл эффект высокой базы.
«База прошлого года во втором полугодии намного выше, чем в первом полугодии текущего. Это связано с тем, что после локдауна началось восстановление спроса. Люди достаточно активно покупали автомобили, потому что многие из них не поехали в отпуска, и у них скопились деньги. Я думаю, что падение продолжится. Я даже более консервативно смотрю на итоги года, у меня рост 5%»,— отмечает Беспалов.
Гораздо комфортнее себя чувствует премиальный сегмент. Audi, по подсчетам АЕБ, увеличил продажи на 30% месяц к месяцу, а Cadillac — на 125%. Правда, в реальном выражении это всего 300 автомобилей. Поэтому вряд ли можно фиксировать устойчивый тренд.