В «Безопасный город» едет ревизор
Прокуратура проверит системы в регионах
Как стало известно “Ъ”, Совбез планирует поручить прокуратуре проверить внедрение системы аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город» в регионах. Недавний аудит показал, что в ряде субъектов она работает неэффективно или вообще присутствует номинально. Эксперты признают, что системы городской безопасности на местах развиты неравномерно, но в перспективе считают реалистичной интеграцию их данных.
Источник “Ъ”, знакомый с ходом подготовки к заседанию межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по общественной безопасности, которое пройдет 8 сентября, рассказал, что по итогам будет дан ряд поручений по развитию проекта «Безопасный город», который курирует МЧС. В частности, комиссия поручит полпредам в федеральных округах рекомендовать субъектам «предусматривать в бюджетах на 2022 год средства на создание, эксплуатацию и развитие АПК», а прокуратуре — до июля 2022 года провести проверки в части законности расходования средств на внедрение элементов «Безопасного города».
«Совбез не удовлетворен темпами и качеством внедрения элементов АПК. Регионы строят разрозненные, неэффективные и в некоторых случаях неработающие системы, которые к тому же не интегрированы. Выявлены случаи, когда их внедряют компании, аффилированные с местными администрациями»,— говорит собеседник “Ъ”.
Он отмечает, что сейчас в федеральном центре нет объективных данных о том, как системы городской безопасности работают в каждом субъекте: «Местные власти готовят отчеты, но недавняя выборочная ревизия показала, что они необъективны. Проверка прокуратуры будет подробной ревизией». В пресс-службе МЧС не ответили на запрос “Ъ”.
Систему АПК «Безопасный город» МЧС разрабатывает с 2014 года. Комплекс собирает информацию о происшествиях из разных систем, включая видеофиксацию, к 2020 году о его запуске отчитались 12 регионов. За это время на АПК из бюджетов субъектов выделено более 16 млрд руб., а общие расходы на создание систем безопасности разного уровня превысили 150 млрд руб. В 2020 году правительство решило перезапустить проект (см. “Ъ” от 17 июля 2020 года).
По данным “Ъ”, осенью в Госдуму планируется внести законопроект, который будет регламентировать работу АПК.
В частности, для системы разработают единые стандарты данных, а единственным поставщиком станет СП «Ростеха» и «Ростелекома» «Национальные технологии». Если сейчас АПК представляет собой ряд децентрализованных систем, то в будущем, надеются власти, проект станет государственной информационной системой (ГИС), которая будет как собирать данные о ЧС, так и работать с предиктивной аналитикой, чтобы избегать происшествий. Финансирование проекта через концессионные соглашения обеспечит ВЭБ.РФ, на каждый субъект федерации может пойти до 3 млрд руб. (см. “Ъ” от 1 июня).
Для эффективной работы системы создается «единое информационное пространство, которое обеспечит межведомственное взаимодействие и сквозную передачу информации в режиме реального времени», отметил руководитель проектного офиса по АПК «Безопасный город» Объединенной приборостроительной корпорации (головная структура «Росэлектроники») Андрей Мишурный.
Опрошенные “Ъ” эксперты подтверждают, что в развитии «Безопасного города» есть ряд проблем.
«В каждом субъекте свои модели угроз, связанные с географическими особенностями, которые необходимо учитывать: где-то есть риск подтопления, а где-то — пожароопасность»,— отмечает гендиректор группы компаний ЦРТ Дмитрий Дырмовский. По его словам, есть отличия и в области видеобиометрии: «В ряде субъектов интеллектуальное видеонаблюдение — стандарт, а в ряде не прошли даже пилотные проекты».
Впрочем, представители компании ОТР считают, что в текущих реалиях построения АПК «Безопасный город» в регионах создание ГИС не встретит таких проблем, как еще десять лет назад. «Тогда почти каждая региональная информационная система имела свои форматы и протоколы, и даже внутри одного ведомства сбор данных на федеральный уровень сопровождался проблемами»,— отмечают в компании. Сейчас, по мнению ОТР, в целом выработаны устоявшиеся механизмы обмена данным, которые, за редким исключением, применяются в госсистемах.