Убегателей не судят

Вашингтон пытается извлечь хоть какую-то выгоду из поражения в Афганистане

Американский госсекретарь Энтони Блинкен в среду посетит базу вооруженных сил США Рамштайн в Германии: там он собирается пообщаться с беженцами из Афганистана и военнослужащими. На базу он вылетит из столицы Катара Дохи, где накануне также оценивал последствия кабульского позора последних недель. Пока госсекретарь разбирается с афганским наследием США, президент Джо Байден стремится перевернуть эту темную страницу истории страны.

Госсекретарь США Энтони Блинкен (слева) и министр обороны США Ллойд Остин

Фото: Reuters

Когда самолет госсекретаря Энтони Блинкена будет заходить на посадку на одну из ВПП базы Рамштайн, взору высокопоставленного американца наверняка предстанет ситуация на второй полосе, в последние недели претерпевшей значительные изменения. Дело в том, что второй полосы на военной базе сейчас практически нет: на всем ее протяжении разбит палаточный лагерь, в котором в холоде и тесноте живут тысячи мужчин-афганцев, эвакуированных из Кабула,— по 40 человек в палатке. С воздуха глава американской дипломатии прекрасно разглядит и сотни палаток, и десятки временных туалетов вдоль них.

Афганским женщинам и детям повезло больше: американцы разместили их в ангарах, предназначенных для самолетов и вертолетов.

«Теперь это моя семья — по крайней мере, пока они не покинут аэродром. Это моя семья, и теперь я должен их защищать» — так в беседе с телеканалом CNN бригадный генерал Джошуа Олсон описал свои впечатления от происходящего. Каждый день из окна своего офиса господин Олсон может наблюдать, как афганские дети гоняют мяч на территории его базы. «У нас было все забито, но люди все прибывали. Мне пришлось перекрыть часть базы и отдать ее беженцам. Оставить их на свежем воздухе было нельзя — температура на улице около 50 градусов (по Фаренгейту, что составляет 10 градусов по Цельсию.— “Ъ”), идет дождь»,— делился командующий впечатлениями.

По его словам, больше всего военным не хватало питательных смесей для детей и детских салфеток, а на всех самолетах, вывозящих беженцев, закончились подгузники. На пике кризиса на базе содержалось более 20 тыс. человек — втрое больше, чем немцев, живущих в городе Рамштайн-Мизенбах, около которого и расположена база.

Именно сюда намерен прилететь Энтони Блинкен: он планирует пообщаться как с афганцами, так и с американскими военными, расквартированными в основном штабе войск США в Европе.

В ФРГ он также встретится с главой МИДа Хайко Маасом и примет участие в видеоконференции министров стран G7 по Афганистану. «Это возможность вновь подчеркнуть силу союза между США и Германией, а также наше тесное взаимодействие по совместным приоритетам внешней политики. Госсекретарь выразит немецкому правительству благодарность США за то, что оно было незаменимым партнером в Афганистане на протяжении последних 20 лет, и за взаимодействие Германии по вопросу перемещения вывезенных из Афганистана людей»,— говорится на сайте Госдепартамента.

В Германию госсекретарь полетит не из Вашингтона: он уже успел посетить столицу Катара Доху, где его приняли шейх Тамим бин Хамад бин Халифа Аль Тани и министр иностранных дел Мухаммед бен Абдеррахман Аль Тани. Кроме того, вместе с министром обороны США Ллойдом Остином господин Блинкен провел переговоры с министром обороны Катара Халидом бен Мухаммедом аль-Атыйей.

«Много стран помогло с эвакуацией из Афганистана, но ни одна страна не сделала больше Катара. Теснейшее взаимодействие с Катаром, которое мы выстроили во время этой эвакуации, несомненно, плодотворно скажется на множестве ключевых вопросов в течение ближайших месяцев и лет»,— торжественно объявил господин Блинкен на итоговой пресс-конференции. По его словам, то, что Катар сделал для американцев, афганцев и граждан многих других стран, будет в людской памяти очень и очень долго. Его катарский коллега заявил, что специалисты работают над тем, чтобы вновь обеспечить работу аэропорту Кабула. «Мы многое уже починили, очень скоро все должно заработать»,— пообещал он.

Но отметил, что договоренностей об управлении аэропортом еще не достигнуто и пока в страну летают лишь чартеры с гуманитарной помощью.

Не обошлось и без острых моментов: госсекретарь Блинкен признал, что «небольшое число» американцев попыталось покинуть Афганистан через аэропорт города Мазари-Шариф. Он, однако, отметил, что речь не идет о захвате заложников, у некоторых людей просто могут быть неправильно оформлены документы.

Накануне конгрессмен-республиканец Майкл Маккол заявил, что «Талибан» (организация, запрещенная в РФ) не позволил американцам на борту шести самолетов вылететь из аэропорта Мазари-Шарифа. Как сообщила радиостанции NPR исполнительный директор НКО Ascend, занимающейся обучением афганских женщин, Марина Легри, в аэропорту этого города уже седьмой день ждут разрешения на взлет зафрахтованные самолеты с примерно 600 людьми на борту, среди которых 19 граждан США и два обладателя вида на жительство в стране.

Кто такие талибы

Смотреть

Скандал получил новое измерение, когда бывший корреспондент The New York Times, а ныне редактор журнала New Yorker Дэвид Род сообщил, что самолеты в Мазари-Шарифе удерживают не талибы, а сами американцы. Эта версия получила подтверждение от организатора перевозки — в беседе с агентством Reuters он отметил, что около 1 тыс. человек не могут вылететь из страны, потому что Госдепартамент США не уведомил «Талибан» о разрешении вылета. «Их надо призвать к ответственности за то, что они подвергают жизни людей опасности»,— сказал пожелавший остаться неизвестным организатор. Достоверность обнародованных им сведений подтвердить не удалось.

Госдепартамент, по-видимому, не слишком успешно координируется с частными лицами — накануне он отчитался об успешной эвакуации четырех граждан США — женщины с тремя детьми.

Как стало известно телеканалу Fox News, дипломаты в эвакуации участия не принимали — всю работу сделала частная организация американских ветеранов на деньги жертвователей, а Госдепартамент лишь присвоил себе чужие заслуги.

Это далеко не конец афганской истории: 14 сентября госсекретарь Блинкен предстанет перед членами комитета по международным делам Сената США — это будет первое слушание с момента падения Кабула. Госсекретарь отчитается об итогах «изучения выхода США из Афганистана», в расписании он обозначен единственным приглашенным гостем. Еще в августе председатель комитета сенатор Роберт Менендез пообещал, что постарается выяснить все подробности как мирного соглашения с талибами (которое заключил бывший президент Дональд Трамп), так и «неудачной эвакуации», проведенной администрацией Джо Байдена. Слушание будет публичным.

Между тем господин Байден, по-видимому, «афганскую» страницу американской истории уже перевернул и от темы самоустранился: последние дни он координировал ликвидацию последствий урагана и наводнений, обрушившихся на США, а также, например, поздравлял американцев с еврейским новым годом Рош ха-Шана.

Алексей Наумов

Правительство Афганистана сформировали ветераны «Талибана»

Запрещенное в России движение «Талибан» во вторник объявило состав нового правительства Афганистана, которое, правда, само назвало переходным — у всех его членов перед должностью стоит приставка и. о. Прогнозы, которые пытались делать многие СМИ и эксперты, не сбылись. Например, пост главы правительства прочили Абдул-Гани Барадару, который и подписал историческое соглашение с США 29 февраля 2020 года. Но должность досталась другому ветерану движения — Мохаммаду Хасану Ахунду. Этот человек был министром иностранных дел и первым заместителем председателя прежнего правительства талибов, существовавшего до 2001 года. Кроме того, господин Ахунд был близок к основателю «Талибана» мулле Мохаммеду Омару, что явно должно демонстрировать преемственность нового правительства.

Уже упомянутый мулла Барадар вместе с Абдул-Саламом Ханафи (единственный узбек в правительстве пуштунов) заняли посты первого и второго заместителей главы правительства. Их можно отнести к дипломатическому крылу «Талибана»: новые заместители министров неоднократно бывали в Москве и других столицах, защищая интересы движения на всевозможных международных мероприятиях.

Ошиблись прогнозисты и с министром иностранных дел. Вместо возглавлявшего политический офис талибов в Дохе Шер Мохаммада Аббаса Станикзая, который тоже путешествовал по миру и общался с журналистами на свободном английском, этот пост занял Амир-Хан Моттаки. Впрочем, дипломатический опыт у него тоже есть — во время первого правления талибов (1996–2001 годы) именно он вел переговоры от лица движения с ООН. В свою очередь, господин Станикзай стал вторым лицом в афганском МИДе — заместителем министра.

Не менее «заслуженным» оказался силовой блок. Министром обороны стал старший сын основателя «Талибана» Мохаммеда Омара — мулла Мохаммед Якуб. А пост главы МВД достался Сираджуддину Хаккани — сыну основателя группировки «Сеть Хаккани», а последние несколько лет — заместителю верховного лидера талибов Хайбатуллы Ахундзады. Отметим, что имя господина Хаккани до сих пор значится на сайте «Вознаграждение за помощь правосудию» Госдепартамента США. За информацию о его местонахождении там обещают награду — до $10 млн.

Генштаб в свою очередь возглавил Кари Фасихуддин — этнический таджик, который тем не менее командовал подавлением таджикского же ополчения в Панджшерском ущелье. Еще один таджик в новом правительстве — министр экономики, уроженец северной провинции Бадахшан, Мохаммад Ханиф. Таким образом, этнический состав талибского правительства можно назвать весьма однородным — все пуштуны за исключением двух таджиков и одного узбека.

Самому Хайбатулле Ахундзаде, который недавно прибыл в Кабул, места в составе правительства не нашлось. Судя по всему, он останется духовным лидером движения, не принимая на себя конкретных административных функций.

Пресс-секретарь талибов Забихулла Муджахид (назначен заместителем министра культуры и информации) признал, что назвать такое правительство инклюзивным (как с политической, так и с этнической точки зрения) сложно, и пообещал исправить ситуацию при подготовке постоянного списка. «В составе следующего правительства мы постараемся представить все слои афганского общества»,— сказал он журналистам.

Кирилл Кривошеев

Вся лента