Добровольно, то есть даром
«Единая Россия» внесет законопроект о добровольном техосмотре для автомобилей физлиц
Белый дом поддержал идею об отмене обязательного техосмотра для мотоциклов и легковых автомобилей, принадлежащих физлицам. Речь идет примерно о 49 млн транспортных средств. Обязательной процедура останется при смене владельца машины (при условии, что транспортное средство старше четырех лет), а также для таксомоторов, грузовиков и автобусов. Идея, ранее обсуждавшаяся в ГИБДД, во вторник была представлена как законодательная инициатива «Единой России», которая внесет законопроект в Госдуму нового созыва.
Правительственная комиссия по безопасности дорожного движения, которую возглавляет вице-премьер Марат Хуснуллин, поддержала идею по отмене обязательного ТО для мотоциклов и легковых автомобилей, не участвующих в перевозках и принадлежащих физлицам. Об этом заявил во вторник вечером господин Хуснуллин. «Предложение давно назрело,— заявил он.— Мы неоднократно этот вопрос обсуждали с МВД, думали о подходах, советовались, взвешивали ситуацию. За безопасностью своего мотоцикла или автомобиля в первую очередь должен следить собственник».
Законопроект с новыми правилами внесет в Госдуму нового созыва «Единая Россия», а парламент его «оперативно» примет, пообещал секретарь генсовета партии Андрей Турчак.
«Предлагаем сохранить обязательный ТО только при смене владельца,— заявил он.— И только в случае, если автомобиль или мотоцикл старше четырех лет. Для всех остальных случаев мы предлагаем процедуру сделать добровольной. Инициатива распространяется исключительно на физических лиц. Для коммерческого транспорта она действовать не будет».
Дискуссии о судьбе системы ТО ведутся с начала года. С 1 марта в рамках «большой реформы» ТО введено обязательное фотографирование авто на пунктах осмотра, а диагностические карты стали электронными. Эти меры, считают в правительстве, должны помочь с масштабной практикой торговли картами. Однако в июне Госдума приняла закон, отменяющий необходимость иметь документ о ТО при оформлении ОСАГО (вступил в силу 22 августа), что сделало проверку, по сути, добровольной. В июне же глава ГИБДД России Михаил Черников внезапно предложил отказаться от обязательного техосмотра для мотоциклов и легковых автомобилей, принадлежащих физлицам и не участвующих в перевозках (такси и т. д.). Соответствующий законопроект, подготовленный МВД, был направлен в Белый дом. После этого ожидалось решение правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, заседание которой прошло во вторник.
Андрей Турчак рассказал, что партия уже собрала «большое количество предложений по поводу упрощения процедуры ТО».
Отметим, в июле единоросс Андрей Кутепов, возглавляющий комитет Совета федерации по экономической политике, направил в правительство предложение обязательность ТО, напротив, сохранить, а также ввести с 1 октября штраф за отсутствие диагностической карты (“Ъ” рассказывал об этом). За отмену обязательного техосмотра ранее выступала «Справедливая Россия» и даже вносила в Госдуму соответствующий законопроект. ОНФ также предлагал такую меру. «В теме техосмотра переплетены множество разных интересов — автовладельцев, страховых компаний, безопасности дорожного движения,— говорит политолог Владимир Шемякин.— Сложно сказать, чем конкретно руководствовалось правительство, давая пас Госдуме и "Единой России" по инициативе с ТО».
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) поддержали предложение по упрощению процедуры ТО.
«В первую очередь контролю должны подлежать те системы автомобиля, которые реально влияют на безопасность движения,— заявили там.— При этом более пристальный контроль, логично, необходим для более старой техники». В союзе предполагают, что многие автовладельцы даже после принятия законопроекта техосмотр будут проходить добровольно, поскольку среди водителей много «осознанных, считающих необходимым проходить ТО в срок».
Операторы техосмотра (их около 4,5 тыс.), напомним, выступали против перехода на добровольное ТО. Они указывали, что из-за уменьшения потока клиентов станет невозможно окупить оборудование, требования к которому были ужесточены в марте. Обнародованное Белым домом решение шокировало многих игроков на рынке — это было видно по реакции операторов в одном из профильных каналов. В «Союзе операторов техосмотра» призвали «раньше времени не делать выводы и дождаться конкретики и ясности». В организации не исключают, что в рамках анонсированного законопроекта появятся новые условия, обязывающие водителей проходить ТО.
По данным ГИБДД, в России на физлиц зарегистрировано 49 млн легковых автомобилей (сколько из них задействовано в перевозках, неизвестно) и мотоциклов.
Отметим также, что, согласно действующей редакции КоАП, с 1 марта 2022 года должна вступить поправка в кодекс, согласно которой за проезд на машине без ТО под камерой будет налагаться штраф в 2 тыс. руб. (закон с отложенным вступлением в силу был принят еще в 2019 году). Санкция для владельцев легковых автомобилей должна быть отменена, следует из логики решений.