Держаться крепче
Land Cruiser 300 по дороге на край земли
Дождь был странный: капли не падали сверху вниз, а просто окутывали со всех сторон, и примерно через минуту ты пропитывался ими насквозь. И ветер: он налетал порывами, нанося удары в грудь так, что дышать было невозможно. Единственное, за что можно было ухватиться среди блекло-зеленых сопок перевала Муста-Тунтури – руль Toyota Land Cruiser 300. Автомобиль стоял у обочины, действительно – будто крейсер, бросивший якорь у ягеля, и ждал, когда уже можно продолжить путь.
Land Cruiser – то, за что можно удержаться, кажется, при любом катаклизме. Он – константа, им стоит измерять стабильность внедорожных пристрастий. Из тех автомобилей, что мы встречали за эту поездку на полуострове Средний, два из трех были «крузаки» – самых разных поколений, годов выпуска и степени подготовки к непростому офроуду. На новом «трехсотом» лежит большая ответственность: суметь провести реформы по всем направлениям, сохранив при всем этом свой фирменный консервативный характер.
Уже не новость, но все еще хорошая: LC 300 остался полноценным рамным внедорожником, при этом он создан на базе новой платформы, разработанной по принципам тойотовской глобальной архитектуры. Поэтому и рама у модели – абсолютно новая. Сечение ее элементов увеличилось в 1,2–1,3 раза, и для ее изготовления используется сталь с более высоким пределом прочности, а детали теперь приваривают не внахлест, а фактически стык в стык. Новый у LC 300 и кузов, все наружные панели, в том числе крыша, сделаны из алюминия, стальными остались только задние крылья. В итоге жесткость кузова и рамы выросла на 20 процентов, а их вес снизился на 200 кг. Но худоба стала бы для LC 300 признаком некоторой слабости, и массу добрали за счет разного рода оборудования. Среди прочего на LC300 теперь есть три системы помощи при парковке, фактически полный набор систем безопасности Toyota Safety Sense последнего поколения, а также такие высокотехнологичные опции, как проекционный дисплей, камеры кругового обзора с омывателем для камеры заднего вида, беспроводная зарядка смартфона, системы Apple CarPlay и Android Auto и уникальная для России функция запуска двигателя по отпечатку пальца.
Не стой на пути
На парковке аэропорта Мурманска коллеги «отжали» у нас внедорожную версию LC 300, и мы закинули чемоданы в багажник более люксового варианта новинки. Это «отжатие» представляется мне логичным и укладывающимся в общею концепцию представлений о «Ленд Крузере» – сколько раз черные «двухсотые» «отжимали» нас всех со своей дороги. Но самое интересное в том, что концепция-то как раз и изменилась.
Это прежде Land Cruiser был королем внедорожья, теперь перед ним новая задача – сохранив все свои офроудные достоинства, сделать относительно самого себя значительный рывок в поведении на асфальте. Не только в том смысле что – «не отжимать», а просто стать «драйвовее». Двойственность задачи в данном случае подразумевает задвоение ее решения. И теперь существует как бы два разных Toyota LC 300. Более внедорожный вариант, предлагаемый в комплектации «Комфорт+», и его пригламуренный двойник, получивший сложно произносимое русским человеком название 70th Anniversary.
Что касается экстерьера, тот LC 300, что демократичнее, подразумевает более внушительную геометрию, диски в восемнадцать дюймов, «зубастую» резину для бездорожья и оптимальное оснащение, то есть – без излишеств. Флагманская версия обладает особой формой бамперов: ради динамичного внешнего вида пришлось пожертвовать углом въезда, который уменьшился с 32 до 24 градусов. Зато колесные диски тут – двадцатые и оснащение – максимальное.
Верните мне мой
Так что на трассу «Кола» мы отправились именно что с излишествами, которые для LC 300 70th Anniversary являются стандартной комплектацией. Кожаная обивка, люк, подогрев и вентиляция не только передних, но и задних сидений, три варианта памяти положений водительского сиденья, зеркал и рулевой колонки, бесконтактное открытие двери багажника. Но первое, что бросилось в глаза, – 12,3-дюймовый LCD-дисплей с навигацией и аудиосистемой JBL.
На улице разыгрывалась драма штормового предупреждения, в салоне она была слышна максимально приглушенно сквозь двойные передние боковые стекла и многочисленные дополнительные шумоизоляционные вставки. Приглушенно звучал и новый двигатель. Хочется того или нет, эпоха атмосферных V8 закончилась и на такой модели, как Land Cruiser, теперь у него под капотом бензиновый V6 с двумя турбинами, объем — 3,5 литра и мощность — 415 л.с. Конечно, традиционалисты скажут: «Верните мне мой 4,6!» Но именно новый мотор позволил кардинально изменить динамические свойства автомобиля, сбросив 1,8 секунды при разгоне до «сотни», который теперь по паспорту составляет 6,8 секунды, и это для внедорожника массой, переваливший отметку в две с половинной тонны.
Ускоряться и обгонять на LC 300 – одно удовольствие. Эффект турбоямы отсутствует благодаря комбинированному впрыску топлива, адаптированному для работы с турбомоторами, передачи переключает десятиступенчатая коробка, самая передовая, что есть сейчас у Toyota. Но улучшенная динамика на асфальте – это вдобавок и заслуга изменения центра тяжести автомобиля: двигатель расположен не только ниже, но и сдвинут назад, а еще большего улучшения развесовки добились за счет смещения назад как первого, так и второго ряда сидений.
Но восторг – восторгом, а, заходя в поворот, стоит помнить, что ты за рулем не того автомобиля, где от внедорожника только и есть что кузов универсал да клиренс повыше, а рамного здоровяка, который мчит во всю прыть, кажется, потому, что всем своим нутром чует: сейчас в Старой Титовке ему подспустят колеса и выпустят, наконец, туда, где он подтвердит истинность своего предназначения.
Весь этот лоск
«Вы не проедете через перевал», – повторял мне водитель потертого «Дастера». «Почему?» – преодолев каменистый спуск, я теперь наблюдала, как это делают остальные. «Вы тут вот проехать не можете, сколько можно вас ждать?!»
Понять его раздражение было можно. Кавалькада из «трехсоток», большая часть из которых была именно что не в офроудном исполнении, аккуратно кралась по торчащим во все стороны острым камням. Совсем не хотелось порезать покрышку, так же как и поцарапать крашеный пижонский бампер. Но несмотря на весь этот лоск и предусмотрительность, предостережения дастеровода были излишними.
Вне зависимости от версии новый LC 300 – это автомобиль с постоянным полным приводом, адаптивной подвеской, дорожным просветом в 235 мм и возможностью перейти на понижающую передачу. И если 70th Anniversary имеет только блокировку межевого дифференциала, у внедорожной версии блокировок уже три: после того как заблокирован «центр», можно в любом порядке включать переднюю или заднюю блокировку. Более того, здесь же появилась новая система стабилизации подвески с электронным управлением E-KDSS. На асфальте она включает стабилизаторы поперечной устойчивости на передней и задней осях, и они борются с кренами кузова, делая «трехсотый» более собранным. На бездорожье же – отключает. Но вот что в этой системе нового, так это блок электронного управления с новым алгоритмом работы. Теперь передний стабилизатор поделен на левую и правую части, которые могут работать отдельно друг от друга. Это позволило добиться того, что на LC 300 с E-KDSS ход подвески составляет внушительные 715 мм.
Однако места, чтобы показательно «вывесить» LC 300, на Среднем надо еще поискать. Потому что на полуострове нет тяжелого бездорожья, здесь есть чудовищного качества «дорожье» – грунтовые дороги, максимально разбитые военной техникой. Непрекращающийся дождь с каждым часом делал многочисленные броды все глубже, но преодоление их на LC 300 не создавало никаких проблем, кроме сожаления, что у автомобиля нет системы отслеживания глубины брода в реальном времени.
В остальном создавалось впечатление, что главный миф, сложенный про Land Cruiser, был абсолютной правдой. Добраться куда угодно, когда угодно и вернуться обратно. Через нескончаемую череду бродов, острых камней и какой-то грязной жижи LC 300, за рулем которого сидел водитель «ни разу не джипер», отставший от колонны и больше не слышавший в рацию рекомендации, с какой стороны надо ехать, чтобы проехать, поворачивающий не туда и возвращающийся назад, добрался до края земли – Берега рыжих камней с бьющимся о него Баренцевым морем. Туда, куда добраться на самом деле очень сложно. А ты это сделал, потому что был за рулем нового Toyota Land Cruiser 300. И вот тебя сбивает с ног ветер и поливает беспощадный дождь, настолько сильный, что размывает очертания берега и на пару минут ты реально теряешься в пространстве. Но знаешь, что уверенность к тебе вернется. Надо только снова взяться за руль.
Чем заняться владельцу Toyota LC 300 на полуострове Средний
Поселиться в одном из купольных жилых шатров глэмпинга «Китовый берег». Тут обеспечено проживание премиального уровня – с душем, туалетной комнатой, панорамным видом на Малую Волоковую губу Баренцева моря.
Искупаться в Баренцевом море или в одном из многочисленных озер. Если в воду окунаться не хочется, можно сплавать на быстроходном катере в открытое море, где попытать счастье вживую встретить китов. Чтобы добраться на Средний, надо ехать вдоль реки Титовка, которую раньше называли Китовкой, так как в прошлом в ее устье заходили киты.
Собрать ягоды и грибы, которых тут полно в августе и начале сентября. Говорят, можно легко набрать корзинку подосиновиков у дороги, а если отойти подальше, без труда найдутся и белые. Можно набрать и ягод – чернику, бруснику, морошку. Ну а если вы хотите чего-то не съедобного, то на перевале Муста-Тунтури можно сгрести в ладонь горсть гильз времен Второй мировой, которые валяются под ногами вперемешку с мелкими камушками.
Toyota Land Cruiser 300
|