Царь-рыба
«Столетняя» Mazda CX-9 и асфальтовые реки Сибири
Чтобы понять, насколько сильна Сибирь, не обязательно уходить в глухую тайгу и с переменным, но достаточно предсказуемым успехом пытаться там выжить. Достаточно посмотреть на ее столицу – Красноярск. Который, несмотря на всю свою индустриальность, переплелся с природой так сильно, как это вообще возможно для миллионника. Где еще вы увидите гигантский остров, стоящий фактически в центре города и полностью закрытый для машин? А бескрайний национальный парк, начинающийся прямо в городской черте? Даже в XXI веке к этому краю люди относятся с глубоким уважением, потому что знают – иначе нельзя.
О том же в одной из самых известных своих повестей «Царь-рыба» писал и местный уроженец Виктор Астафьев. То ли притча, завернутая в жесткий, неудобный реализм советской Сибири, то ли, наоборот, правдивая летопись со сказочными элементами. Как бы то ни было, здесь легко поверить в больших, древних и мудрых чудищ, способных одолеть даже «всей природы царя». Да вот же они, стоят в тихой заводи парковки, но готовы сорваться вперед!
Коллекционный предмет
Ну ладно. Положим, Mazda CX-9 намного спокойнее и дружелюбнее того жуткого осетра, что чуть не утопил Игнатьича. Но Царь-рыба – точно! Только, скорее, сом. Сытая усатая физиономия, длиннющее обтекаемое тело – и нанесенные прямо на кожу отметки о вековом возрасте. Не самого кроссовера, конечно, – тот еще молод, – а всей компании Mazda. В прошлом году она отметила столетний юбилей и выпустила соответствующую спецверсию Century Edition, которую японцы называют не иначе как коллекционной.
Памятные шильдики, особые логотипы, совмещающие самую первую эмблему компании с самой актуальной, а главное – салон, зашитый в красную, черную и белую кожу вполне премиального качества. И даже если к коллекционерам вы себя не причисляете, добавить 70 тыс. рублей к ценнику топового исполнения Executive совсем не жалко – красиво же! К слову, на две «верхние» комплектации приходится аж 96 процентов российских продаж CX-9: клиенты привыкли жить на широкую ногу.
А это значит, что и другие обновки версии Executive, оттягивающей на себя 64 процента покупателей, не останутся уделом сказочных рекламных буклетов. Сложносочиненные планки в решетке радиатора, новые диски, стеганая кожа сидений и новые декоративные планки в салоне – все это уже начинает ездить по российским дорогам. Или плавать?
Не карать, но предупреждать
Пятиметровый семиместный кроссовер, конечно, несет в себе часть драйверской идеологии Mazda, но в нем достаточно и степенности, необходимой автомобилю такого класса. Сглаженная работа подвески, плавные и выверенные реакции на руль – на трассе Красноярск – Абакан, состоящей сплошь из пологих поворотов и горок вверх-вниз, CX-9 и правда ощущается большой рыбиной, невозмутимо плывущей по асфальтовой реке.
Только вот рыбина эта – точно не хищник. Турбомотор 2.5, развивающий 231 л.с, не самый большой фанат скоростных атак на попутную мелюзгу: да, его возможностей более чем хватает в городе, а крейсерские 150 км/ч легко держатся там, где это разрешено здравым смыслом. Но когда надо резко ускориться и обогнать целую стайку разом – лучше подумать еще раз и покатить без дерзости, зато с достоинством.
И вообще, CX-9, в отличие от астафьевского осетра, предельно дружелюбна: не карает человека за проступки, а всячески старается их исправить. Так, у кроссовера появились адаптивный круиз-контроль с функцией автоматического экстренного торможения, система распознавания пешеходов днем и ночью, а также комплекс G-Vectoring Control Plus, дополнительно подгружающий колеса на входе в поворот и помогающий сохранять направление на выходе. Работает все это мягко и незаметно – чем, собственно, и радует.
Поплавок из пробки
За последний год большая Mazda обросла и другими обновлениями – мелкими, но совокупно здорово улучшающими качество жизни. Например, в адаптивных диодных фарах теперь не по четыре отдельных сегмента, а сразу двадцать – это позволяет играть со световым пучком в более широком диапазоне, будь то подсветка поворота или бьющий чуть ли не за горизонт «дальний».
Мультимедийная система, пусть и осталась при прежнем пожилом интерфейсе, получила увеличенный экран и приросла беспроводным протоколом Apple CarPlay, а на центральном тоннеле примостилась беспроводная зарядка для смартфонов. Наконец, кроссовер обзавелся функцией Auto Hold – штукой весьма полезной для столичных пробок, пусть и не слишком релевантной в контексте нашего сибирского маршрута.
Не пригодится сегодня и новый внедорожный режим, пришедший на смену обычному отключению трекшн-контроля: теперь электроника научилась имитировать межколесные блокировки при помощи тормозов, и это может помочь в паре-другой щекотливых ситуаций. Но все же CX-9 – житель преимущественно асфальтовый, и выдергивать его из комфортной стихии особого смысла нет.
С глубоким уважением
Дорога продолжает петлять меж невысоких симпатичных холмов, управление скоростью давно отдано интеллигентной электронике, объемно и чисто играет акустика Bose – и этот суровый край начинает казаться милым и дружелюбным. Мы привыкли считать себя покорителями природы, но в действительности с ней надо именно подружиться – и тогда, например, могучий Енисей станет крутить турбины исполинских Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС, обеспечивая энергией миллионы людей. Мыслимы ли подобные сооружения без глубокого уважения к стихии?
Вот и Mazda CX-9 – пример того, как большой кроссовер может не быть нарочито монументальным, не давить агрессией соседей по потоку, а органично встраиваться в общий ритм жизни, с каждым обновлением добавляя новые удобные фишки.
А еще ему каким-то чудом удается оставаться в стороне от безумной гонки с повышением цен: даже самая нафаршированная комплектация в исполнении Century Edition укладывается в 4 млн рублей, и это настоящий подарок на фоне других семиместных одноклассников. Хотя и об этом Виктор Астафьев тоже писал: «…забылся в человеке человек! Жадность его обуяла». Оттуда и большая беда, и последующее раскаяние. Которое, хочется надеяться, во времена не столь отдаленные настигнет и российских дилеров.
Сибирский осетр
Растет медленно, зато живет долго – до 60 лет. Длина тела крупнейших особей достигает 200 см, а масса – до 210 кг.
Белуга
Масса наиболее крупных пойманных экземпляров этого вида достигает полутора тонн. Длина тела – до 4,2 м. Белуга – долгоживущая рыба, достигающая возраста 100 лет.
Белый осетр
Крупнейшая пресноводная рыба Северной Америки, третий по величине из осетровых, после белуги и калуги. Максимальная масса тела белого осетра 816 кг при длине 6,1 м.
Mazda CX-9
|