Бесполезные беспилотники

Андрей Матвеев, создатель компании DGtalguide

Я обожаю технологии. Нежно люблю все, что позволяет меньше работать и больше бездельничать. Но вот насчет беспилотных автомобилей в их нынешнем виде я полон пессимизма. Уверен, это тупиковая ветвь автоиндустрии. Сейчас объясню.

Как сделан беспилотник? Программисты и инженеры обвешивают обычный автомобиль, с рулем и педалями, кучей датчиков, видеокамер, антенн и прочих электронных потрохов, для того чтобы он мог самостоятельно ориентироваться на дороге. Водителю при этом предлагают устроиться поудобнее и постараться не заснуть. «Умные» системы сканируют пространство, а компьютерные алгоритмы поворачивают руль в нужном направлении и давят на педали. Трудно вообразить ту гигантскую работу, которая ежесекундно проделывается в электронных мозгах. Однако даже на идеальных американских дорогах беспилотные чуда техники то и дело заезжают не туда. То олень подрежет, то тюлень ударит по тормозам перед самым носом. Искусственный интеллект мечется по хайвеям, уворачиваясь от колымаг, управляемых непредсказуемым интеллектом человека. Автопилоты сходят с ума и калечат ни в чем не повинных граждан. Компания Tesla снова отвечает на неприятные вопросы властей, акции падают…

Можно ли вообще создать алгоритмы и технические решения, которые позволят беспилотникам приспособиться к жизни на дорогах, созданных для людей и в окружении автомобилей, управляемых людьми? Конечно, можно. Еще несколько триллионов долларов, десяток-другой лет, и беспилотные машины научатся стопроцентно избегать столкновения с Иваном Кузьмичом, везущим на дачу рассаду.

А можно я внесу рацпредложение? Сэкономлю человечеству миллиарды денег и уйму времени.

Всего описанного выше хаоса можно избежать одним простым действием. Давайте запретим автовладельцу рулить. Совсем. Несмотря на протесты и крики о безжалостной гегемонии машин. Пусть орет, что компьютеры наступают на права человека. Пусть цепляется изо всех сил за свой потрепанный внедорожник. Он хочет рулить, а мы – подавляющее большинство – хотим ехать. Безопасно, дешево, с комфортом, а главное – быстро.

И дело действительно пойдет намного быстрее. Смотрите сами: зачем обучать беспилотники читать дорожные знаки? Кто на них будет смотреть, если за рулем нет людей? Для чего сложные системы распознавания дорожной разметки? Ведь компьютеру разметка не нужна – достаточно виртуальных GPS-меток. Наконец, можно забыть о возможности столкновения с другими автомобилями, ведь, в отличие от «живых» водителей, компьютеры могут беспрерывно общаться друг с другом. Только представьте, все эти «куда прешь, козел?!» и «ну кто так ездит!» уйдут в виртуальное пространство, чтобы не дать двум беспилотным машинам даже приблизиться друг к другу. Пробок – как не бывало, скорости – под триста километров в час, даже на МКАД в пятницу вечером. О чем еще мечтать?

А так называемых автолюбителей, которые будут упрямо держаться за руль, придется заключить в резервации, где они смогут до одурения гонять по закрытой трассе или месить грязь в лесной колее. Для отдельных любителей можно даже имитировать пробку из шикарных внедорожников, в которой можно постоять часок-другой, слушая «Эхо Москвы» и наслаждаясь своим статусом.

Есть, правда, одна небольшая проблема. Чисто российская. Дороги построить все равно придется.

Вся лента