«Вкусвилл» и «Делимобиль» зайдут с двух сторон
Каковы перспективы и риски выхода компаний на IPO
Перспективы IPO «Вкусвилла» и «Делимобиля» аналитики оценивают хорошо, но не советуют частным инвесторам участвовать в первичном размещении этих компаний. О том, что российские эмитенты готовятся к двойному листингу, в Нью-Йорке и в Москве, 7 августа сообщили американские СМИ. По их данным, продуктовый ритейлер будет в целом оценен в диапазоне от $3 млрд до $5 млрд. Ранее руководство сети говорило о планах переложить инвесторам 25% компании. Сервис каршеринга рассчитывает привлечь на рынке порядка $350 млн. Примерно в такую сумму ранее оценивались 40% фирмы.
Двойное размещение позволит эмитентам заработать больше, считает партнер департамента инвестиций и рынков капитала KPMG в России и СНГ Ольга Плевако: «Размещаясь на двух площадках сразу, компании получают доступ к более широкому кругу инвесторов. В целом это позитивно влияет на оценку компании в процессе размещений и повышает ее стоимость.
Там будет большое количество фондов, которые в обычной жизни на регулярной основе за нашей площадкой не следят. Когда компания придет именно туда, то рассмотрит такую возможность, там много свободных денег, которые, собственно, ищут таргет в этой индустрии. Кроме того, когда ты получаешь международный листинг, ты себя начинаешь позиционировать как глобальная компания даже на Московской бирже. Я думаю, что многие инвесторы, зная, что они идут по пути двойного листинга, будут готовы дать лучшую оценку, чем если бы это было чисто российское размещение».
IPO «Делимобиля», как пишут СМИ, планируется уже нынешней осенью. «Вкусвилл», возможно, разместится в начале следующего года.
“Ъ FM” попросил крупные инвестиционные и брокерские компании оценить перспективы и риски вложений в эти активы:
Андрей Русецкий, управляющий активами «БКС Мир инвестиций»: «Все глобальные инвесторы бегают за одним — за ростом. Тот же самый "Вкусвилл" работает в продуктовой рознице. Объективно общие тренды роста выручки в данном сегменте не очень большие. Скорее всего, компания работает за счет того, что забирает долю у "Магнита", X5. А вот "Делимобиль" — это задел на будущее. История, которая работает в сегменте трансформации поведения населения. Здесь иностранцы, скорее всего, предъявят какой-то повышенный интерес, потому что мы так и не смогли вспомнить прямых аналогов IPO каршеринга».
Дмитрий Александров, управляющий директор инвесткомпании «Иволга Капитал»: «Рынки в целом сейчас находятся на своих максимумах. На самом деле эти компании уже рискуют немножко не успеть. В случае смены парадигмы рынка и ухода к более стабильным инструментам, инвесторы, вложившиеся на первичном размещении, могут словить определенную переоценку. Если говорить конкретно о "Вкусвилле", он очень здорово вошел в цифровую эру, именно с точки зрения онлайна игрок как минимум уже сильный. Мы, действительно, видим по РСБУ достаточно серьезные убытки у каршеринга. Как потенциальный инвестор я бы, наверное, здесь оценивал риски развития как достаточно высокие».
Тимур Нигматуллин, инвестиционный менеджер компании «Открытие Брокер»: «Нужно понимать, что в момент размещения может быть искусственно искажен спрос и предложение. Второе может быть специально сформировано таким образом, чтобы оно было небольшим относительно спроса. Компания при первичном размещении имеет шанс быть переоцененной, но ее акции все равно могут вырасти из-за искажения. Многие спекулятивно настроенные инвесторы, рассчитывают, что акции подорожают, и они их продадут. То есть сделка специфичная. На мой взгляд, она не подходит абсолютному большинству инвесторов».
По оценкам «ВТБ Капитал», 2021 год уже стал самым активным в плане листинга российских компаний за последние пять лет: эмитенты разместили акции на сумму около $6 млрд. Среди крупнейших российских IPO ритейлер Fix Price, сеть частных медицинских клиник «Европейский медицинский центр» и лесопромышленный холдинг Segezha Group.