Совпадение? Не думаю!
Или магическое мышление за рулем
Известное дело, покупка автомобиля – процедура ответственная. А потому подходить к ней следует не менее тщательно, чем к выбору спутницы жизни. Товар этот, как правило, не из дешевых, а потому вполне разумно выстраивать план на долгосрочные отношения. Промахнулся с выбором – и вот тебе вместо счастливого обладания головная боль на долгие годы, а то и чего похуже. По этой причине многие автолюбители предпочитают выбирать машину не только посредством голоса разума. В ход идут различные приметы и поверья, которые давно и прочно укоренились в данной сфере.
Из уст в уста, из поколения в поколение мы слышим различные суеверия, связанные с автомобилем. К примеру, о том, что свежеприобретенную машину следует «обмыть» полным стаканом водки, чтобы обеспечить долгую и беспроблемную эксплуатацию. О том, что посещение автомойки предвещает дождь. О том, что у машины есть душа, и, если не хочешь неприятностей, обращайся с ней как с близким человеком. Ну и так далее.
Однажды я и сам столкнулся с ситуацией, которая могла заставить поверить в подобную ерунду. При продаже своего первого автомобиля, которой служил мне без малого восемь лет, я допустил, как выяснилось, большую ошибку – обговорил условия с покупателем, не выходя из салона. Прознав о предстоящей сделке, машина натурально «обиделась». За пару дней до передачи ключей частично отказала электрика, откуда-то взялись «сверчки» и скрипы, появились проблемы с зажиганием. И это несмотря на своевременное и качественное обслуживание. В общем, есть над чем задуматься.
Верят в подобную мистику очень многие. Мой хороший друг, который всегда отличался здоровым скептицизмом, на вопрос, почему он не ездит с регистратором, выдал неожиданный ответ: «Если повесишь эту штуку на стекло, рано или поздно, обязательно снимешь какую-нибудь фигню».
И это лишь малая часть того, с чем приходится сталкиваться. Как к этому относиться – дело сугубо личное, тем более что зачастую различные автомобильные приметы, коих множество, никак не подтверждаются на практике, а все совпадения, как правило, случайны. Впрочем, это не отменяет большого интереса водителей к данной тематике, которая может воплощаться в различных видах и формах.
Магия цифр
Пристальное внимание отдельные автовладельцы уделяют числам. В культуре различных стран существуют свои представления о том, какие цифры считаются счастливыми, а какие – наоборот. Давно известно, что европейцы питают недоверие к числу «тринадцать». К слову, азиаты подобные взгляды не разделяют, ведь есть цифры и пострашнее, например «четверка». В Тихоокеанском регионе даже термин специальный придумали – «тетрафобия», что, собственно, и подразумевает боязнь цифры «четыре». Многие мировые автопроизводители вынуждены считаться с данной особенностью. Поговаривают, что компания Porsche тщательно следит за тем, чтобы VIN-номера автомобилей, отправляющихся в Азию, не содержали злосчастной цифры.
Кстати, были свои несчастливые цифры и в СССР, правда, страх перед ними носил сугубо прагматичный характер. Граждане Страны Советов всеми возможными способами пытались выяснить дату сборки автомобиля. Проблемными считались машины, собранные 6-го и 21-го числа, то есть аккурат после дней аванса и получки. Ожидалось, что работники в эти дни обычно находятся не в лучшей форме, что, по всей вероятности, действительно сказывалось на качестве выпускаемой продукции.
Алексей впереди планеты всей
Ну а коли есть спрос на суеверия, то и предложение не заставит себя ждать. Интернет пестрит различными статьями, авторы которых без всякой иронии рассуждают о том, как влияет номер, марка или цвет на дальнейшую судьбу автомобиля. Если верить всему, что можно обнаружить в мировой сети, колоссальное значение имеет любая мелочь, будь то имя владельца или дата его рождения.
Практически ежегодно страховые компании публикуют данные о том, водители с какими именами чаще других пополняют копилку ДТП. К примеру, за последнее время среди мужчин пальму первенства стабильно удерживают Алексеи, Александры и Сергеи. Женскую лигу возглавляют представительницы прекрасного пола с именами Елена, Ольга и Татьяна. Говорит ли это о том, что обладателей этих имен не стоит на пушечный выстрел подпускать к управлению автомобилем? Вряд ли. Скорее, это говорит лишь о том, что упомянутые имена являются самыми популярными в России. Разумеется, никакого практического смысла в этой информации нет. Для страховых компаний это очередной повод напомнить о своем существовании, в то время как для большинства читателей это всего-навсего очередной развлекательный контент.
Занимательная нумерология
Существуют ресурсы, предлагающие произвести самостоятельный расчет совместимости по имени владельца и названию автомобиля. Зачастую даже приводится незамысловатая формула, позволяющая упростить слова до простых чисел, благодаря которым можно якобы узнать много нового. Для примера возьмем гипотетического Иванова Ивана Ивановича, который ездит на автомобиле Ford Focus. Согласно представленной на сайте таблице, фамилия Иванов раскладывается по принципу 2+3+1+6+7+3, что в сумме дает число 22, которое преобразуется в простое число: 2+2=4. Далее по аналогичному принципу узнаем цифровой код имени и отчества. Это «тройка» и «четверка», соответственно. Складываем полученные цифры: 4+3+4=11; 1+1=2. Получившееся в результате число является цифровым кодом полного имени. Что касается «Фокуса», то ему соответствует «единица». На человеческий язык такое сочетание переводится в виде следующего предсказания: «Сложное сочетание, поскольку автомобиль стремится выделиться из общего потока, а хозяину это совершенно не нужно. Хозяин – коллективист по натуре, а автомобиль – индивидуалист. Вполне естественно, что сложности в таком тандеме неизбежны». Что ж, Иван Иванович, прогноз неутешительный.
Осторожно, ретроградный Меркурий!
О том, что многие увлекаются гороскопами, лично я также знаю не понаслышке. Одна моя знакомая при первом контакте с людьми с ходу интересуется: «А вы кто по знаку Зодиака?» И вся дальнейшая коммуникация строится исходя из этого сакрального знания. Я практически уверен: если бы у нее были права, то приобретение автомобиля и каждый последующий выезд сопровождался бы тщательной сверкой с картой звездного неба или изучением автомобильного гороскопа. Тем более что оттуда можно подчерпнуть немало интересного.
Например, что огненному, вспыльчивому Овну подходит агрессивный красный цвет и спортивные автомобили, такие как Audi TT и Mazda RX8. Флегматичному Тельцу, наоборот, по душе мягкие и неброские цвета и спокойные семейные автомобили, предпочтительно марки Toyota или Volvo. Что же касается Близнеца с его непостоянством и тягой к приключениям, то здесь наилучшим выбором станет кроссовер или внедорожник. Например, Nissan X-Trail или Toyota Land Cruiser…
Что же касается астрологических прогнозов на неделю, то это отдельный жанр, достойный самого пристального внимания. Приведу здесь один из них:
«На этой неделе велика вероятность попадания в пробку, но не отчаивайтесь и не торопитесь никого обгонять, чтобы не нанести вред своему или чужому автомобилю. Ваша невнимательность может сыграть с вами злую шутку, после чего придется решать вопросы с дорожно-постовой службой. Лучше следуйте своим планам и не съезжайте никуда с дороги».
Как можно догадаться, к звездам и судьбам подобное описание не имеет никакого отношения. Это всего лишь набор полезных советов, которые пригодятся всем и каждому вне зависимости от того, верите ли вы в гороскопы или нет.
Я художник, я так вижу
С гороскопами и нумерологией все понятно. Другое дело, когда псевдонаучные исследования старательно мимикрируют под настоящую науку. Встречается немало статей, пытающихся нарисовать психологический портрет автовладельца исходя из марки, цвета и даже габаритов его автомобиля. Зачастую все сводится к стандартным упрощениям и клише. К примеру, с одной стороны, бытует мнение, что владельцы внедорожников пытаются компенсировать свои скрытые комплексы, хотя ты, дорогой автолюбитель, всего-навсего планировал ездить с друзьями на рыбалку. С другой стороны, владельцам крупногабаритной техники приписывают лидерские качества, независимость и любовь к приключениям, что, конечно, немного ближе к правде, но никак не претендует на абсолютную истину. В конце концов, никто не запрещает ездить на Mitsubishi Pajero Sport и любить театр и поэзию, будто ты владелец MINI. По крайней мере, так утверждается в соответствующих статьях, которые приписывают любителям малолитражек повышенную эмоциональную чувствительность и практичность.
Подобное деление по полюсам наблюдается и в цветовой гамме. Любовь к черному цвету объясняется стремлением подчеркнуть свою власть и силу. Белый цвет – выбор перфекциониста. Красный цвет ассоциируется с агрессией и стремлением выделиться из потока. Ну а желтый говорит об оптимизме, открытости и хорошем чувстве юмора.
Интересно, имеют ли эти качества накопительный эффект, к примеру, если приобрести автомобиль марки Ford, почитателям которой приписывается дружелюбность и стремление к новым знакомствам?
Что касается других брендов, то владельцев Volkswagen и Toyota принято считать консерваторами. Поклонников BMW и Subaru – эгоистами. Но это не точно. Ведь от научных исследований подобные наблюдения интернет-психологов отличаются исключительной поверхностностью и субъективизмом, что порой даже хуже, чем слепая и безоговорочная вера в чудо.