Похоже на бренд
На производителя одежды из Уфы пожаловались в прокуратуру
Уполномоченный по правам ребенка в Башкирии Милана Скоробогатова обратилась в региональную прокуратуру с просьбой проверить уфимский бренд одежды DamDam на нарушение законов о рекламе и о защите детей от информации, причиняющей вред. Причиной обращения стала жалоба уфимки, которая написала омбудсмену, что бренд «использует детей в рекламе матершинного слова сексуального характера». Речь идет о рекламе футболок с фразой Cutac bash. В DamDam заявили, что фраза несет в себе иной смысл и имеет сербское происхождение. Юристы отмечают, что надписи на футболках не могут попадать под закон о рекламе, а разъяснения Роскомнадзора по нецензурной брани касаются только русских бранных слов.
Прокуратура Ленинского района Уфы начала проверку в отношении уфимского бренда уличной одежды DamDam по обращению уполномоченного по правам ребенка в Башкирии Миланы Скоробогатовой. В конце августа госпожа Скоробогатова направила на имя прокурора республики Владимира Ведерникова письмо, в котором попросила проверить бренд на нарушения законов о рекламе и о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Как указано в тексте обращения (имеется в распоряжении “Ъ”), к Милане Скоробогатовой в Instagram обратилась уфимка с псевдонимом azalia_bal, которая пожаловалась, что DamDam «использует детей в рекламе матершинного слова сексуального характера». В частности, недовольство женщины вызвала футболка с надписью Cutac bash (фразу можно интерпретировать как «головка полового члена» на башкирском языке.— “Ъ”).
В обращении к прокурору Милана Скоробогатова отмечает, что «данное словосочетание содержит нецензурную брань», таким образом, одежда DamDam «несет публичное распространение нецензурной брани», что законодательно запрещено. На этом основании госпожа Скоробогатова попросила прокуратуру провести проверку и принять меры реагирования.
Как рассказал “Ъ” директор по развитию DamDam Владлен Окунев, вчера он дал объяснения в районной прокуратуре. Там он сообщил, что «в поисках новых идей и дизайнов» основатели бренда много путешествуют, черпают идеи «со всех уголков мира» и задаются вопросом о том, «как передать в дизайне и богатство языка, и юмор» родных мест и «как сделать тот самый родной уголок узнаваемым». «Ответ пришел от наших славянских братьев — сербов. Однажды мы побывали в прекрасном месте — кафе "Кутак" в Черногории (в переводе с сербского — "угол") — и, изучив значение этого слова, поняли: вот оно. Кутак, закуток, свой уголок. Это как Башкортостан на карте мира»,— указывается в объяснении. Господин Окунев также отметил, что bash — это сленговая фраза на английском, которой называют вечеринки, таким образом «Cutac bash — милый уголок, вечеринка единомышленников, объединенных одной идеей, и, самое главное и важное, малой Родиной»,— указано в объяснении.
Срок завершения проверки в прокуратуре “Ъ” не уточнили.
Пользовательница Instagram, отправившая жалобу Милане Скоробогатовой, на сообщение “Ъ” не ответила.
Дозвониться до госпожи Скоробогатовой вчера не удалось.
Ведущий юрист юридической фирмы Intellect Михаил Хохолков считает, что в деятельности бренда нет нарушений, на которые указывает детский омбудсмен. По словам юриста, закон о рекламе не распространяется на информацию, которая не формирует интереса к какому-либо продукту или услуге. «Принт на футболке сам по себе ничего не рекламирует, следовательно, и объекта рекламы нет»,— поясняет юрист. Кроме того, добавляет Михаил Хохолков, в законе о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, «нет единого перечня слов или выражений, которые считаются нецензурной бранью». «Роскомнадзор еще в 2013 году выпустил разъяснения для средств массовой информации, в соответствии с которыми к нецензурным словам и выражениям относятся четыре общеизвестных слова, начинающихся на "х", "п", "е", "б", а также образованные от них слова и выражения. Чуть позднее к этим словам добавилось пятое, на букву "м". Но при этом все сказанное выше относится к русским бранным словам, но не касается иностранных нецензурных слов, даже широко известных»,— резюмирует собеседник.