Беспилотные такси проверят на прочность
Насколько автономными будут машины «Яндекса»
«Яндекс» запустит беспилотные такси в Ясеневе. Тестирование начнется осенью — на первых этапах оно будет доступно по заявкам. Компания объявила запись на участие в эксперименте — прокатиться в беспилотном такси смогут только совершеннолетние. Автомобили будут ездить в районе станций «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк». Насколько они будут автономными? И можно ли их будет считать полноценными беспилотниками? Разбирался Иван Корякин.
В феврале 2018-го по заснеженным улицам Хамовников проехал беспилотник «Яндекса» в полностью автоматическом режиме, хотя и с пилотом-испытателем за рулем. С тех пор бело-красно-черные автомобили замечали в разных точках города: на МКАДе, на Комсомольском или, например, на Аминьевском шоссе, где он даже попал в аварию два года назад. В «Яндексе» тогда заявили, что в тот момент автомобилем управлял водитель, который отвлекся от дороги.
С недавних пор, говорят в компании, беспилотники могут ездить без инженера за рулем, а также перевозить пассажиров. Это и позволило запустить эксперимент в Ясеневе — «одном из самых больших районов Москвы, где поездки на такси очень популярны». В компании, правда, не уточнили, будет ли инженер находиться в машине, но по закону он обязан, говорит юрист, адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько: «У нас по-прежнему существует закон о безопасности дорожного движения, ПДД, которые предусматривают, что в любом автомобиле должен быть водитель. Посредством чего он управляется — это уже вопрос второй: то ли через компьютер, то ли через какие-то системы, но в любом случае автомобиль должен находиться под контролем водителей.
И если человек не сможет вовремя вмешаться в управление, то вина будет лежать на нем».
Технические подробности в «Яндексе» пообещали раскрыть «непосредственно перед запуском». Пока же компания собирает заявки на участие в эксперименте: у желающих спрашивают, как часто они бывают в Ясеневе и по каким маршрутам передвигаются. «Яндекс» в свою очередь обещает, что первые пассажиры беспилотников смогут «доехать на них до метро, съездить в торговый центр или спортзал». То есть это, видимо, будет не беспилотное такси в чистом виде, полагает директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Высшей школы экономики Константин Трофименко:
«Если это, действительно, тестовая, официально выделенная зона, в которой есть ограниченный набор маршрутов и жесткие правила по поведению этого автомобиля на дороге, то, наверное, можно закрыть глаза на несоответствие. Венская конвенция, конечно, запрещает пятую степень автономности, когда мы садимся в машину, говорим ей: "Поехали туда-то", и она везет и полностью реагирует на все дорожные события».
Непонятно также, станут ли беспилотные такси заезжать во дворы, но передвигаться по улицам, очевидно, будут с максимальной осторожностью — на мигающий зеленый беспилотники, например, проскочить не пытаются. Так что большую опасность, пожалуй, представляют обычные такси. Массовое внедрение беспилотников снизит смертность на дорогах на 8% к 2030 году, прогнозирует Минтранс. С роботами действительно безопаснее, соглашается Константин Трофименко из Высшей школы экономики:
«"Яндекс" делает ставку на полностью автономный автомобиль, а город, безусловно, начнет развивать дальше интеллектуальные транспортные системы, технологии управления трафиком, умную дорожную инфраструктуру. То есть через десять лет светофоры, знаки не просто будут висеть фанерками, а в них будут встроены датчики, которые излучают некий сигнал для автомобиля. Важно, чтобы была принципиальная совместимость.
Это, действительно, позволит делать передвижение и гораздо более безопасным, а пропускная способность повысится за счет синхронности потоков».
Еще один большой эксперимент — запуск беспилотных грузовиков на трассе «М-11 Нева». Первые фуры должны отправиться в путь не позднее следующего года, а полноценное коммерческое внедрение властями запланировано до 2024 года. К этому времени Минтранс как раз представит обновленное законодательство, похожее на авиационное, где ответственность изначально несет перевозчик, который может обратиться за компенсацией к разработчику воздушного судна, а в случае с автомобилями — к IT-компании.