Иноагентов допустили на участки
ЦИК разъяснил правила работы на выборах СМИ и наблюдателей с таким статусом
Центризбирком (ЦИК) в среду разъяснил порядок работы на выборах в Госдуму СМИ и организаций, признанных иностранными агентами. Все журналисты с таким статусом получат аккредитацию и смогут присутствовать на участках на равных условиях с другими коллегами. Иноагентам, как и всем СМИ, предписано соблюдать объективность и не допускать тенденциозного освещения. Кроме того, если журналист получил аккредитацию в ЦИКе, нижестоящая комиссия уже не сможет ее отозвать. Работать на выборах смогут и наблюдатели, связанные с НКО-иноагентами, но действовать они должны только в интересах делегировавшего их кандидата или партии, а не самой организации-иноагента.
Согласно закону о гарантиях избирательных прав, НКО-иноагенты, СМИ-иноагенты и незарегистрированные организации с таким статусом не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую подготовке и проведению выборов, а также «в иных формах участвовать в избирательных кампаниях». Сейчас в реестре Минюста 47 СМИ-иноагентов — как редакции, так и физические лица. Их перечень ведется с 2017 года, но в последнее время число иноагентов заметно возросло. В августе в реестр включили телеканал «Дождь», что вызвало широкий общественный резонанс. Тогда ЦИК пообещал дать специальные разъяснения о том, как обладатели этого статуса смогут работать на выборах.
На заседании 8 сентября журналисты такие разъяснения получили.
ЦИК сообщил, что эта норма закона не поражает в правах СМИ со статусом иноагента, поэтому они вправе участвовать в информировании избирателей и освещать избирательную кампанию при условии соблюдения принципов достоверности, объективности и равенства прав партий и кандидатов.
То есть, не допуская тенденциозного освещения кампании или предпочтения в освещении деятельности отдельно взятых кандидатов и партий, особо уточнила председатель ЦИКа Элла Памфилова, добавив, что эти принципы должны соблюдать все СМИ. По ее словам, СМИ-иноагенты получат аккредитацию на участки на уведомительной основе, и никакой отличительной маркировки для них не предусмотрено. Госпожа Памфилова также сообщила, что телеканал «Дождь» аккредитацию уже получил.
Напомним, согласно обновленному порядку допуска СМИ на выборы в Госдуму, журналисты теперь могут лишиться аккредитации за различные нарушения — например, распространение фейковых новостей или несоблюдение антиковидных требований. На заседании в этот документ были внесены уточнения, согласно которым выданная в ЦИКе аккредитация не может быть отозвана нижестоящей комиссией.
Кроме того, Элла Памфилова отметила, что закон не запрещает становиться наблюдателями гражданам, связанным с организациями-иноагентами.
Они могут получить направления на участки от кандидатов, партий или общественных палат, но должны работать только в их интересах, а не в интересах организации-иноагента. Сама же такая организация не сможет направлять наблюдателей на выборы, обучать их или иным образом участвовать в избирательной кампании.
Впрочем, проявив мягкость по отношению к журналистам, ЦИК одновременно раскритиковал некоторые недавние публикации на выборную тему. Несколько СМИ на этой неделе сообщили, что в республике Марий Эл, в Калининградской и Ивановской областях избиркомы утвердили в качестве дополнительной формы голосования уличные участки на футбольном поле, на остановке, у магазинов, в кафе и даже вблизи братской могилы. И это притом что на выборах в Госдуму ЦИК отказался от опробованных на общероссийском голосовании по поправкам к Конституции участков «на пеньках» (то есть на придомовых территориях), оставив лишь возможность организации выездных участков в труднодоступных местах.
На заседании председатели избиркомов упомянутых регионов объяснили свои решения, показав фотоснимки территорий, о которых говорилось в публикациях. Как выяснилось, участки действительно организуют в беседках, в кафе, на остановках, у магазинов и зданий домов культуры, но исключительно в тех населенных пунктах, где расстояние до ближайшего стационарного участка составляет несколько километров и нет удобного транспортного сообщения.
Так, в Марий Эл голосование в беседке пройдет на территории интерната, поскольку в самом здании карантин. В Ивановской области такие участки появятся в черте города (на что особо обращали внимание СМИ), но это частный сектор, где отсутствует транспортное сообщение и жителям долго и неудобно добираться до ближайшего участка, объяснила председатель облизбиркома Анжелика Соловьева. По ее словам, жители сами попросили организовать им такие участки вместо специальных автобусов, как это делалось раньше. А участок на футбольном поле даже попадет в зону видеонаблюдения, так как местные жители установили на своем доме видеокамеру, чтобы следить за автомобилями, рассказала госпожа Соловьева.
В Калининградской области то, что в СМИ назвали «участком у братской могилы», на самом деле представляет собой оборудованный автобус, который будет стоять у магазина напротив братской могилы, пояснила председатель облизбиркома Инесса Винярская. А участок в кафе организуют потому, что в том населенном пункте это единственное подходящее помещение для голосования, добавила она.
Член ЦИКа Евгений Колюшин счел такие решения регионов плохим сигналом. «Это продолжение линии на американизацию выборов, ЦИК теряет контроль за точками голосования»,— отметил он, предположив, что попавшими в СМИ субъектами дело не ограничивается. Элла Памфилова, напротив, не увидела в таких участках «ничего страшного», так как они обустраиваются для удобства избирателей, а коллег в региональных избиркомах поддержала, напомнив, что «голосование на пеньках» во время конституционного плебисцита людям в целом полюбилось и показалось удобным. А член ЦИКа Игорь Борисов и вовсе раскритиковал журналистов, сравнив их с «диванными наблюдателями» (так госпожа Памфилова называет тех, кто критиковал решение ЦИКа отказаться от общедоступной трансляции в интернете с видеокамер на участках). По мнению господина Борисова, эти статьи написали журналисты, которые не выезжают за пределы Москвы, заказывают еду с доставкой на дом и не знают, как живет остальная Россия.