«Свои фантазии оставьте при себе»
Фаусто Пульизи о чувственности и эмансипации
В октябре 2020-го о назначении Фаусто Пульизи креативным консультантом бренд Roberto Cavalli объявил официально, открыв новую главу своей истории. Основатель компании Роберто Кавалли возвел идеи гедонизма, эротизма и роскоши на грани китча в абсолют, со стороны его жизнь казалась бесконечным праздником, в бутиках бренда висели платья для самых громких вечеринок — летящие, блестящие, дерзкие и сексуальные. Кавалли провоцировал длиной юбок и разрезов, изобретал новые способы нанесения леопардовых и тигровых принтов на одежду, обожал камни и стразы. Эксцентричность и секс продавали долго, почти до середины 2010-х, но в моду вошел минимализм, и у бренда начались сложности — пришлось закрывать бутики и сворачивать бизнес. Череда креативных директоров не спасала положения, пока не пришел дизайнер Фаусто Пульизи, адепт сексуальности и китча, чья эстетика во многом сформировалась благодаря основателю концепции сюрреалистичного гламура фотографу Дэвиду Лашапелю — в конце 1990-х Пульизи работал у него стилистом. В 2010 году Фаусто основал свой именной бренд Fausto Puglisi и стал любимцем голливудских старлеток и «гламазонок». Его вещи обожают Мадонна, Бейонсе, Дженнифер Лопес, а также Зендея, Тейлор Свифт, Кендалл Дженнер, Рита Ора и многие другие.
Время для китча и секса сложное, «сексуальность» никуда не делась, но выглядит иначе: на смену обтягивающим все изгибы тела платьям с леопардовыми принтами пришли минималистичные архитектурные А-силуэты и графичные линии, объемные коконообразные одежды и прозрачные, но целомудренные вставки. Впрочем, Фаусто Пульизи с таким положением дел не согласен и своей первой коллекцией для бренда Roberto Cavalli напоминает, что откровенные наряды все еще хорошо продаются, нужно лишь сделать поправку на новые реалии. В интервью «Коммерсантъ. Стиль» дизайнер поделился своим видением тренда на сексуальность в моде и признался в любви самому чувственному из искусств — балету.
—За последние годы человечество сделало большой шаг вперед: женщины заговорили о проблеме сексуальных домогательств, о праве выглядеть привлекательно и не становиться автоматически возбуждающим объектом. Как вы смотрите на перемены и как в вашем представлении изменилось понимание сексуальности в одежде и моде?
—Меня восхищают эти перемены, ведь я сам всегда транслировал эту мысль: женщины должны одеваться так, как им нравится, быть теми, кем они хотят быть, не боясь стать объектом критики. Одежда — самый простой способ самовыражения. Коллекции Roberto Cavalli дают женщинам право быть сексуальными, но не для услады мужских глаз, а для себя любимых. Животные принты, высокие разрезы, глубокие декольте, короткие юбки — когда-то так одевались, чтобы привлечь внимание мужчин, сейчас — чтобы сказать: мое тело — мое дело, свои сексуальные фантазии оставьте при себе! Я никогда не уважал мужчин, воспринимающих женщин как секс-объекты. У меня это вызывает отвращение!
К тому же сексуальность не равно пошлость. Я вдохновляюсь женской чувственностью, которую показали нам фотограф Хельмут Ньютон, модные дизайнеры Аззедин Алайя, Джанни Версаче и Роберто Кавалли. Кстати говоря, Аззедина Алайю я мог бы назвать отцом сексуальности и чувственности.
Фотографы Ричард Аведон и Хельмут Ньютон понимали женскую сексуальность как силу, которой следует пользоваться с умом,— речь шла об интеллектуальной привлекательности, а не об объективизации женского тела. О женском чувстве юмора, женском интеллекте и мудрости, которые мы, мужчины, так любим в женщинах. Здесь есть вот какой трюк! Когда женщина раздевается в угоду мужчине, это дешево, на это клюют не те мужчины. Когда та же женщина осознает свой интеллект и показывает свое тело из любви к себе, она получает полный контроль над ситуацией.
—Как человек из России, я осознаю, что редкий мужчина сможет удержаться от фантазий, если перед ним стоит женщина в леопардовом обтягивающем фигуру платье и тигровых ботфортах Roberto Cavalli.
—На это женщины тоже могут повлиять. Бесстыжие альфа-самцы ведь чьи-то сыновья, и матери их растили без уважения к женщине. Если мама с детства закладывает фундамент толерантности и эмпатии, учит чуткости и уважению к другим людям, то мужчина не будет смотреть на женщину только как на тело. Мужчинам следует знать о равных правах, а женщинам — перестать оглядываться на чужое мнение. В некоторых странах и религиях это до сих пор почти невыполнимо, но рано или поздно и там случится переворот сознания. Мужчинам следует помнить: женщина не блестящая награда. И конечно, нужно избавиться от сексизма. Хватит думать, что розовый — цвет для девочек, а голубой — для мальчиков. Это просто цвета, которые не характеризуют пол. Когда мы перестанем сексуализировать такие вещи, мир станет лучше. Но здесь предстоит еще много работы…
—Многие модели из вашей первой коллекции для Roberto Cavalli облегают фигуру, открывают ноги буквально до талии — в России до сих пор существует стереотип, что для таких вещей должна быть идеальная фигура. Что вы на это скажете?
—Скажу, что надо работать над своими убеждениями. Я всегда выступал за разнообразие, даже когда это не было столь модным. На обложках журналов уже стали появляться разные женщины, поэтому сейчас мы переходим на следующий уровень — люди должны полюбить свои недостатки и перестать считать чужие несовершенства чем-то постыдным. Думаю, я ответил на ваш вопрос.
—Какой период вас больше всего вдохновляет в творчестве Роберто Кавалли и встречались ли вы с ним?
—Да, мы виделись однажды. Меня восхищают его смелость и видение. Я очень его уважаю, он настоящий мечтатель, он был знаковым типажом, создавал свой собственный мир и получал от этого удовольствие. Он был «царем зверей», он был королем и прекрасно справлялся со своими задачами. Люблю его Золотой век с 1998 по 2006 год. И ранние работы — хиппи-шик 1970-х. В новой коллекции я постарался отразить эти периоды.
—Есть ли место такому знаковому для Кавалли гламурному и откровенному проявлению сексуальности в 2021 году?
—Последние лет шесть было непросто, но я отчетливо вижу, что максимализм и секс возвращаются в моду! Мне нравится все, что имеет силу и дает власть женщинам. Я уверен, что сексуальность должна быть острой и в каком-то смысле мужественной, ни в коем случае не будуарной. Я ненавижу все старомодное. В том числе и для Roberto Cavalli я буду держаться подальше от всего, что устарело,— будуарная сексуальность точно устарела.
—В университете вы изучали философию. Есть ли кто-то из русских философов, кто произвел на вас впечатление?
—Я назову Достоевского, хотя он и не философ, а писатель. Я восхищен русской культурой! В русских людях до сих пор живет Достоевский. И эту связь поколений я чувствовал до недавних пор. Не дайте этой связи истончиться. Вы, возможно, не видите этого, но ваша культура доступна для всех. Знаете, чем я еще одержим? Русским балетом. Несмотря на тот факт, что русские балеты развивались в Париже, они все же русские. Вы можете поговорить с Сюзи Менкес, с Анной Винтур, и они подтвердят, что все мои коллекции так или иначе обыгрывают тему русских балетов. Кстати, возвращаясь к теме нашей беседы, балет — очень чувственное искусство. В нем много наготы, много изгибов тела, но нет объективизации и пошлости. Только красота тела. Такой и должна быть сексуальность в моде сегодня.