Медицина частного формата
Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов о том, как трансформировать здравоохранение
Для развития системы здравоохранения необходимо не увеличение госрасходов, а создание стимулов для предпринимателей, считает автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов. Он предлагает обнулить налоги для компаний, в том числе зарубежных, готовых строить медицинские центры международного уровня, рассчитанные на иностранных пациентов.
Клиники для иностранных пациентов
Высокое качество и доступность медицинских услуг, бесспорно, являются одним из ключевых критериев благосостояния граждан, однако доля частного сектора в системах здравоохранения может разниться, как и соотношение госфинансирования и выплат страховых компаний. По оценке Всемирной организации здравоохранения, самыми эффективными являются системы здравоохранения Франции, Италии, Сан-Марино, Андорры, Мальты, Сингапура, Испании, Омана, Австрии и Японии.
Примером успешного развития медицины в сжатые сроки является Сингапур, где практически с нуля создана одна из ведущих систем здравоохранения в мире. Ее развитие было поддержано существенными налоговыми льготами и стимулами. Прогрессивные методы Сингапура привели к тому, что там сейчас работают ведущие учёные из Европы, Японии, США и России, а крупные компании в сфере фармацевтики и биотехнологий разместили свои производства.
Для того чтобы быстро привлечь в Россию крупных инвесторов и лучших врачей, необходимо на 20 лет установить близкие к нулю налоговые ставки для медучреждений, а также обнулить страховые сборы с дохода врачей, полагает предприниматель Дмитрий Давыдов. В качестве условия доступа к помощи он предлагает установить требования к выручке, полученной от иностранных пациентов (к примеру, более $2 млн в год). Компания, которая может обеспечить такие поступления, сможет продлить действие льгот на следующий год. Для врачей, работающих индивидуально, предлагается установить минимальный оборот в размере $250 тыс.
Такой порог необходим для того, чтобы сохранить существующий рынок медицинских услуг, поясняет предприниматель. Среди уже работающих медучреждений лишь небольшое число смогут соответствовать критерию по доле выручки от иностранных пациентов, остальные же получат стимул к росту, а государство сможет стимулировать приток квалифицированного персонала и перенос в Россию лучших мировых клиник или открытие их филиалов, надеется Дмитрий Давыдов. Льготы могут обеспечить и дополнительные налоговые поступления от других сфер бизнеса, активизировавших свою деятельность благодаря появлению нового медицинского направления.
Компании, которые уверены в своем потенциале и готовы до запуска строительства документально подтвердить свои намерения, предлагается полностью освободить от налогов на период строительства и запуска медучреждения, а также от таможенных сборов на ввоз оборудования на весь срок льготного налогообложения. Таким образом, медицинские услуги, оказываемые в России, будут значительно дешевле аналогичных, предоставляемых в лучших ведущих клиниках мира.
По замыслу автора проекта, целевой аудиторией новых клиник станут в первую очередь состоятельные иностранные пациенты, их массовое привлечение позволит с нуля создать отсутствующую сейчас нишу медицинского туризма. Современные центры мирового уровня предлагается расположить в западной, восточной и юго-восточной частях России, чтобы пациенты имели возможность получить более легкий доступ к ближайшему для них медицинскому центру. В центрах смогут лечиться и российские граждане, так как на прием иностранных пациентов будет уходить примерно половина рабочего времени персонала.
Для развития таких медицинских центров не потребуется дополнительное финансирование от государства — предприниматели сами будут развивать все сопутствующие новому проекту формы бизнеса: от строительства аэропортов и отелей для приезжающих медицинских туристов до школ и детских садов для детей сотрудников центров и медицинского персонала, полагает Дмитрий Давыдов. Более того, усиление конкуренции за кадры приведет к тому, что крупные компании начнут участвовать в строительстве профильных учебных заведений, а в дальнейшем создадут либо перенесут в Россию и научно-исследовательские центры своих медицинских компаний.
Вместе с созданием условий для возникновения новых медицинских центров Дмитрий Давыдов предлагает усилить контроль за качеством медицинских услуг и в действующих клиниках. Одним из таких инструментов может стать ведение видеозаписи всех лечебных процедур. Например, у врача-стоматолога камера может быть прикреплена к защитным очкам, а у хирурга расположена на головном уборе, чтобы фиксировать не только видеоизображение всего происходящего, но и произносимую врачом вслух информацию относительно всех действий, названий и дозировок используемых препаратов.
Предприниматель отмечает, что такой контроль выгоден больным, которые могут, сменив лечащего врача, дать возможность новому доктору изучить все действия предыдущего специалиста (а в случае, если им оказана некачественная медицинская помощь, предъявить законные требования, подкрепленные видеодоказательствами, и получить заслуженную материальную компенсацию) и будет стимулировать врачей внимательнее относиться к исполнению своих обязанностей и повышать уровень медицинской квалификации.
Видеонаблюдение выгодно и врачам, которые всегда, в случае необоснованных претензий больного, могут подтвердить правильность и профессионализм проведённых действий. Государство же таким образом получит контроль за качеством действий в отношение пациентов, что позволит улучшить показатели продолжительности и качества жизни граждан. За отсутствие данных материалов или отказ в своевременном доступе к ним врача должны ожидать крупные штрафы вплоть до запрета на осуществление врачебной деятельности, считает предприниматель.
Донорство по новым правилам
Еще одной актуальной проблемой, требующей решения, является нехватка доноров, отмечает Дмитрий Давыдов. С каждым годом в России количество людей, нуждающихся в пересадке органов, увеличивается, и это несмотря на то, что и количество операций и медучреждений, их практикующих, также растет. В 2019 году было проведено более 2400 трансплантаций, но в листе ожидания по состоянию на 2020 год находилось более 9500 человек.
В качестве одного из шагов к увеличению числа успешных трансплантаций предприниматель предлагает расширить круг лиц, которые могут выступать в качестве живых доноров. В России донорство возможно лишь от человека, находящегося в генетической связи (в кровном родстве) с реципиентом. Данное ограничение существенно сужает круг людей, готовых пожертвовать своим органом ради спасения жизни близкого человека. В некоторых европейских странах (например, Нидерландах, Швеции, Испании) имеется возможность стать донором для друзей и супругов. В США также существует возможность добровольно пожертвовать почку в трансплантационный центр, который сам определяет ее наиболее нуждающемуся человеку. В тех странах, где разрешена трансплантация от неродственного донора, работает так называемый этический комитет, который проверяет, что донор ни в коем случае не продает свой орган, а отдает его бескорыстно исключительно для того, чтобы спасти жизнь своего близкого человека.
В России Дмитрий Давыдов предлагает разрешить донорство между супругами, находящимися в законном браке не менее одного года, между гражданами, не состоящими в законном браке, но имеющими общего ребенка, а также между родителями и их приемными детьми. Такие поправки исключат возможность давления и принуждения доноров, а также передачу органов за вознаграждение.
Помимо этого, решению проблемы нехватки доноров может способствовать и усиление международного сотрудничества по взаимной передаче трупных органов. Примером такой кооперации является Международный фонд Eurotransplant. Это некоммерческая организация, действующая как посредник исключительно в интересах пациентов, нуждающихся в трансплантации органов. В союз Eurotransplant входят восемь стран: Австрия, Бельгия, Хорватия, Германия, Венгрия, Люксембург, Нидерланды и Словения. Фонд работает следующим образом: если в Австрии появился трупный орган, не подошедший ни одному реципиенту в собственной стране, но на него есть запрос через общую базу, к примеру, в Словении, то орган транспортируется самолетом в специальном контейнере в Словению, где и проходит трансплантация. Компьютерная программа Eurotransplant мгновенно составляет «список соответствия» для каждого доступного органа. Этот список совпадений создается на основе заранее определенных правил, которые учитывают такие факторы как совместимость по медицинским показателям, время, проведенное в списке ожидания, и относительная срочность. В 2020 году 21,4% от всех трансплантируемых трупных органов на территориях стран-участниц Eurotransplant были ввезены из-за границы. Подобные организации существует и в скандинавских странах — Scandiatransplant (она объединяет пять стран — Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция) и странах Прибалтики — Balttransplant (включает Латвию, Литву, Эстонию).
Россия также может выступить инициатором создания подобной международной организации, предложив странам, с которыми уже есть связи в области здравоохранения, стать ее участниками. «Учитывая относительно высокое качество российской медицины на евразийском пространстве и возможности в сфере информационных технологий, поддержка такой инициативы на международной арене обязательно найдется», — ожидает предприниматель. Финансировать деятельность организации предлагается за счет страховых компаний и стран-участниц исходя из количества регистрируемых в листе ожидания пациентов.
По мнению Дмитрия Давыдова, разработка новой системы обмена трупными органами по аналогии с Eurotransplant позволит облегчить и ускорить взаимодействие в этом вопросе между медицинскими учреждениями в разных регионах, а также ощутимо увеличит количество пересадок органов за счет расширения географии поиска, что даст значительно больше шансов на своевременную трансплантацию, от которой сейчас зависят жизни тысяч граждан.
Дмитрий Давыдов надеется, что эта и многие другие его идеи будут поддержаны государством.