Для тех, кому за ABBA

Шведская легенда бьет рекорды

После объявления о воссоединении группы ABBA и выходе нового альбома в прессе появились сообщения о рекордах, которые один за другим ставит шведский коллектив, молчавший 40 лет. О новом феномене рассказывает Борис Барабанов.

Воссоединившаяся группа ABBA выпускает первый за 40 лет альбом оригинального материала

Фото: AFP

Неделю назад, 2 сентября, в ходе специального эфира в YouTube музыканты шведской группы ABBA, распавшейся в 1983 году, сообщили о том, что 5 ноября выйдет в свет первый за 40 лет альбом оригинального материала. Он получил название «Voyage», и две песни из него, «I Still Have Faith in You» и «Don’t Shut Me Down», прямо во время эфира появились на цифровых площадках. Также было объявлено, что в мае 2022 года в театре, специально построенном для этого в Олимпийском парке Лондона, начнется прокат шоу «ABBA Voyage», для которого были созданы цифровые аватары участников ABBA — Бенни Андерссона, Бьорна Ульвеуса, Агнеты Фельтског и Анни-Фрид Лингстад.

Продажи билетов на лондонские шоу стартовали 7 сентября. Рядом со счастливыми твитами типа «Подарил маме на день рождения билет на ABBA!» в интернете реплики вроде «£80 за голограммы? Да они воры!» «Не голограммы!» — настойчиво отмечают в своих интервью музыканты. Они очень хотят, чтобы новое шоу расценивалось как передний край технологий, а голограмма — это нечто из далекого XX века.

Фактически люди платят не за концерт, а за коллективное ностальгическое переживание в зале на 3 тыс. зрителей.

«Не голограммы», они же «аббатары», как и новые песни ABBA,— лишь приложение к эмоциям, которые ABBA научились продавать не хуже Queen, достаточно вспомнить успех мюзикла «Mamma Mia!», одноименного фильма, его сиквела и сборника «ABBA Gold» (1992), который продержался в британском чарте более тысячи недель.

И все же люди увидят на площадке ABBA Arena еще и десяток живых музыкантов, которые будут аккомпанировать цифровым персонажам. В их числе — Джеймс Райтон из нью-рейв-группы Klaxons. Также в группе — Виктория Хескет, известная миру как Little Boots. Она будет играть на клавишных и петь на бэк-вокале. В своем посте, изо всех сил пытаясь избежать спойлеров, Джеймс Райтон пишет, что ансамбль шоу «ABBA Voyage» — это лучший состав, в котором он когда-либо играл.

Если аватары ABBA создавались при помощи технологии motion capture (захвата движения) и специальные датчики во время цифровых сессий фиксировали движения и мимику четверых участников группы, то для шоу с участием артистов, ушедших в мир иной, эта технология не годится. Вероятнее всего, нужно будет обрабатывать тонны изображений, чтобы сделать подобное зрелище с участием Элвиса Пресли или Курта Кобейна. Впрочем, создатели «ABBA Voyage» не скрывают, что у их технологии много общего с уже имевшим место «оживлением» Тупака Шакура.

Так что эпоха цифровых камбэков не то что не за горами — она уже настала.

Да и действующие кумиры тоже не гнушаются виртуализации. Например, молодежные герои Twenty One Pilots первое шоу первого после локдауна турне собираются показать в игре Roblox. Почти годом раньше там же в присутствии 33 млн геймеров выступил лауреат Grammy Lil Nas X.

Реализация билетов в ABBA Arena только началась, а вот альбом «Voyage» в Великобритании в первые три дня после анонса его релиза был заказан более 80 тыс. раз. Это лучший показатель рекорд-мейджора Universal на острове. В Германии в предзаказе реализовано 50 тыс. копий — это в восемь раз больше, чем средний показатель здешней индустрии. «I Still Have Faith in You» и «Don’t Shut Me Down» сегодня вечером наверняка закрепятся в британском топ-10, где они боролись со свежими синглами Дрейка и Эда Ширана и в середине недели были на шестом и восьмом местах соответственно.

Но главная сенсация, которую произвели ABBA, относится к самому эффективному медиуму сегодняшней реальности — TikTok. Группа запустила свой аккаунт в соцсети 30 августа, и по состоянию на 9 сентября у него было 1,8 млн подписчиков, а у роликов в сумме 13,6 млн лайков. Прошла всего неделя. И речь идет о группе, которая 40 лет не выпускала новую музыку.

Стоит, кстати, отметить, что авторы музыки ABBA Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус играют в эту игру по-честному. Они объявляют челленджи для подписчиков и сами принимают участие в создании роликов с молодыми музыкантами — поют с ними хиты ABBA и обсуждают сценические костюмы.

В одном из недавних интервью Бенни Андерссон сказал, что одно из главных достоинств пребывания в ABBA — возможность не думать о деньгах и продолжать писать музыку. Им это, похоже, на самом деле интересно.

Вся лента