«Северный поток-2» настраивается на экспорт
Какие сложности могут возникнуть при запуске трубы
Газопровод «Северный поток-2» полностью построили, скоро его введут в эксплуатацию, сообщили в «Газпроме». Закончить проект хотели еще в 2019 году, но помешали американские санкции. В декабре строительство возобновили, а в июле Вашингтон и Берлин заключили соглашение, которое позволило завершить работы. Германия пообещала ввести санкции, если Россия будет использовать транзит газа для давления на другие страны, в том числе на Украину.
По данным Bloomberg, поставки по «Северному потоку-2» начнутся с октября, а газ пойдет по обеим ниткам трубопровода с декабря. Агентство Fitch ожидает, что до конца года он заработает на полную мощность. Какие еще вопросы предстоит решить «Газпрому»? На этот вопрос “Ъ FM” ответил партнер информационно-консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин:
«Прежде всего нужно этот сложный технический объект сертифицировать. Самая влиятельная компания, которая этим занимается, — норвежская Det Norske Veritas. Она ушла из проекта в декабре 2019 года, как только стало известно об американских санкциях. И кто сейчас будет "давать добро" на эксплуатацию газопровода, неизвестно. Кроме того, если Германия будет вынуждена следовать всем правилам Европейского союза по антимонопольным ограничениям, оба "Северных потока" в сумме смогут прокачивать не 110 млрд кубометров в год, на которые способны технически, а всего 65 млрд кубометров. Это ограничение вызвано тем, что "Газпром" является монопольным экспортером газа. Европе нужно, чтобы в трубе было топливо еще и других поставщиков, что в российских условиях невозможно. Если трубопровод все-таки запустят, то полностью эксплуатировать его не получится.
Политических препятствий при старте проекта возникнуть не должно, потому что Германия обещала ввести санкции против России в случае антиукраинских действий, только если их одобрят все участники Евросоюза. А такой солидарной позиции в ЕС нет. С экономической точки зрения "Северный поток-2" абсолютно ничего не дает. Дело в том, что даже без него общая мощность газопроводов из России в Европу превосходит нужды второй в 1,5-2 раза. Таким образом, это просто новый маршрут, который не увеличивает продажи, а просто меняет направление поставок».
9 сентября биржевые цены на газ в Европе обновили исторический максимум, превысив $700 за тысячу кубометров. С начала года они выросли почти в четыре раза. «Газпром» может воспользоваться этим, чтобы усилить свою переговорную позицию по «Северному потоку-2», считает ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович:
«Были случаи, когда газопроводы запускались до окончательной сертификации. Поэтому не исключено, что "Газпром" хочет ее получить уже после того, как начнутся первые коммерческие поставки.
Есть проблема с американскими санкциями, но в случае с трубоукладчиками, которые тоже нужно было сопроводить сертификацией и страхованием, ее обошли. С самой трубой будет так же. Процедуры пройдут при помощи Германии, которая согласится пропустить сертификаты компаний, готовых принять на себя санкционные риски.
Если немецкие власти пойдут на такой шаг, это может быть проинтерпретировано как политический сюжет. Но если Германия и раньше на это соглашалась, то будет придерживаться подобных решений и дальше. Затем последуют коммерческие поставки, и встанет вопрос о том, что будет с антимонопольным регулированием. История с газопроводом Opal (ответвлением «Северного потока-1») показала, что это может тянуться годами. Причем решения могут приниматься противоречивые, то есть то разрешают работу, то ограничивают ее. Скорее всего, рассчитывают на то, что им удастся доказать свою позицию, если не на уровне судов, то хотя бы на уровне экономического влияния.
С точки зрения торговой позиции сейчас для "Северного потока-2" благоприятное время. И понятно, что цены сложились высокие не только потому, что "Газпром" что-то делает. Компания скорее смогла воспользоваться сложившейся ситуацией для того, чтобы дополнительно подсушить рынок и создать для себя более выгодную переговорную позицию. На уровне эмоций "Газпром" считает, что это дело более или менее переживет. Хотя на самом деле репутационный риск — это тоже вещь серьезная. И компанию будут сейчас всячески демонизировать в западной прессе. Здесь ей передавливать нельзя. Это рискованная игра, и если вы поднимаете ставки, то создаете проблему и себе тоже».
На фоне новостей о завершении проекта акции «Газпрома» подорожали больше чем на 1,5%. Утром бумаги компании вышли в лидеры по объему торгов на Мосбирже.