Дорогу осилит терпеливый

Олег Сапожков — о сроках некоторых реформ госконтроля

В госрегулировании существуют области, о скорости прогресса в которых обычному человеку лучше бы не знать, хотя затрагивать его жизнь они порой могут непосредственно. Так, существует такое понятие, как промышленная безопасность. В этой области есть эксперты, которые выдают предприятиям, эксплуатирующим опасные промышленные объекты, экспертные заключения — фактически это разрешения на эксплуатацию чего угодно, от аппаратуры, работающей во взрывоопасных средах, до турбин гидроэлектростанций. Поэтому государство требует от экспертов по промбезопасности аккредитации в Ростехнадзоре. Формально речь идет о том, что служба должна проверить уровень их знаний в ходе экзамена — и только после этого присваивать им экспертный статус.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Реформа в этой области началась в 2013 году, когда на правительственной комиссии по ТЭКу встал вопрос о борьбе с избыточными административными барьерами. Тогда Ростехнадзор потерял право утверждать сами экспертные заключения — вместо этого за службой оставили только аттестацию экспертов, что по задумке должно было привести к росту независимости экспертиз. Однако уже в 2016 году отраслевые игроки пожаловались правительству на «непрозрачную систему аттестации», созданную службой. Сделать это им позволила чрезвычайная готовность чиновников их услышать: правительственная комиссия выясняла причины аварии на воркутинской шахте «Северная». В результате, правда, от прямого давления на службу правительство отказалось, передав тему Совету федерации и Генпрокуратуре, а Ростехнадзор получил лишь мягкие рекомендации по пересмотру порядка аттестации (см. “Ъ” от 26 сентября 2017 года).

В ноябре 2019 года порядок экзамена для экспертов все же был изменен, но и он мало кого устроил. До прямого противостояния рынка и службы тема вновь накалилась в начале 2020 года (см. “Ъ” от 14 января) — тогда компании, профсоюзы и деловые объединения публично заявили, что требования Ростехнадзора сложны и избыточны, и пожаловались на устные советы организаторов обращаться для подготовки к экзамену в частные структуры; сам Ростехнадзор обвинения отрицал. В итоге в январе 2021 года служба выпустила новый приказ с перечнем экзаменационных вопросов, а уже в марте у нее был новый руководитель — Александр Трембицкий.

В минувшую пятницу тему стало можно считать наконец закрытой: Ростехнадзор опубликовал на regulation.gov.ru проект постановления правительства о закреплении нового порядка аттестации экспертов (уже ничем практически не отличающегося от того, чего добивался рынок) и отказе от выдачи им удостоверений — документ окончательно переводит подтверждение их статуса на реестровую модель. Речь, однако, идет всего-то о порядке формирования перечня из нескольких сотен специалистов, на реформу которого потрачено уже более восьми лет. Будет ли он удовлетворителен, мы не знаем, формулировка «“Ъ” будет следить за развитием событий» здесь как нельзя более применима — придется.

Вся лента