«Цех 85» встанет на колеса
Сеть пекарен вышла на рынок мобильной торговли
Крупные операторы общепита заинтересовались сегментом фудтраков, который выиграл от ограничений работы ресторанов на территории торговых центров. Вслед за «Теремком» тестировать подобный формат начала сеть «Цех 85», принадлежащая Антону Петрову. Рынок нестационарной торговли пока не является высококонкурентным, однако его развитию мешают законодательные барьеры.
Сеть «Цех 85» запустила формат фудтраков, следует из информации на ее сайте. Первый грузовик, в котором продаются выпечка, кондитерские изделия, горячие и холодные напитки, был установлен рядом с торговым комплексом «Пик» на улице Ефимова. В «Цехе 85» сообщили “Ъ”, что пока не готовы комментировать эксперимент.
«Цех 85» управляет более 90 одноименными пекарнями, а также блинными «Батенька», булочными «Сестры» и др. Развитием этих проектов занимается ООО «Веселый купец», сказано на сайте сети. По данным kartoteka.ru, это юрлицо принадлежит Антону Петрову (сын Геннадия Петрова, которого испанские правоохранители связывали с организованной преступностью.— “Ъ”). Выручка компании в 2020 году составила 118,7 млн рублей, чистый убыток — 42,7 млн рублей. Антон Петров также является совладельцем крупнейшей в России ювелирной сети «585 Золотой».
Стоимость фудтрака составляет от 2 до 5 млн рублей в зависимости от габаритов, говорит совладелец сетей Bao Mochi и «Забыли сахар» Кирилл Гордеев. Владельцы торговых комплексов предоставляют для них место на парковке по более низкой ставке аренды, чем на фуд-корте и не взимают процент с оборота, указывает он. В Петербурге «Цеху 85» будет целесообразно открыть до 50 фудтраков, считает гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Наиболее перспективными являются локации около станций метро и крупных торговых центров, которые обеспечивают высокий трафик, уверен эксперт.
Это не первая попытка «Цеха 85» расширить бизнес. В 2020 году сеть запустила продажу франшизы, а в этом году начала устанавливать вендинговые автоматы со своей продукцией в офисах и учебных заведениях.
Развитием формата фудтраков занимаются и другие операторы рынка общепита. «Теремок» в июле установил пилотный фудтрак на парковке торгового комплекса «Сити Молл». Совладелец ресторанной сети Виталий Свидовский рассказал “Ъ”, что планируется приобрести еще два таких объекта. По его словам, за месяц работы фудтрак практически вышел на проектную окупаемость, несмотря на открытие фуд-кортов в торговых центрах. Подобные объекты можно разместить в тех локациях, где невозможно поставить киоск или открыть ресторан, отмечает господин Свидовский. Затраты «Теремка» на приобретение и оснащение фудтрака составляют 2,5–3 млн рублей, окупаемость инвестиций оценивается в полтора-два года.
Фудтраки уверенно переживают пандемию, ведь на них не распространялись коронавирусные запреты, констатирует господин Гордеев. В период ограничений для общепита их выручка увеличилась на 20–25%, оценивает он. В Петербурге насчитывается около 100 таких объектов, но их развитием занимаются в основном гастроэнтузиасты, тогда как крупных сетевых игроков в этом сегменте фактически нет, подчеркивает эксперт.
Фудтраки — удобный формат для презентации гастроконцепций, популярность которого среди профессиональных рестораторов растет, отмечает директор по развитию Приморского парка Победы Ульяна Ким.
Интерес рестораторов к сегменту сдерживают сложности с получением разрешений на установку фудтраков и подключением к инфраструктуре, указывает господин Бурмистров. В Петербурге пока не регламентированы правила их размещения на городской земле, добавляет господин Гордеев. Кроме того, финансовые показатели нестационарной торговли сильно зависят от погодных условий, которые в Петербурге нельзя назвать стабильными, предупреждает он.