Расширяй и пересматривай
Минстрой готовит новые предложения по корректировке подорожавших госконтрактов в стройке
Пока региональные власти и бизнес готовятся к пересмотру по новым правилам стоимости строительных госконтрактов, Минстрой уже готовится к корректировке самого механизма в пользу смягчения условий для подрядчиков. Так, ведомство планирует допустить пересмотр стоимости уже выполненных с начала этого года работ. Кроме того, Минстрой выступает за расширение такой возможности на контракты, заключенные на срок менее года,— их около 71 тыс. на сумму в 1 трлн руб., а также на контракты по проведению капремонта жилых домов — ситуация с ними оказалась наиболее сложной.
На рассмотрение Минстроя от регионов уже поступили заявки на увеличение стоимости почти 180 строительных госконтрактов, каждый из которых дороже 100 млн руб.,— предварительная сумма удорожания, как сообщило в пятницу ведомство, составляет 11,5 млрд руб. Одновременно с этим большинство регионов уже запустило процесс принятия своих нормативных актов, позволяющих увеличить стоимость строительных госконтрактов при росте цен на материалы,— как отметил на Всероссийской конференции «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство» замглавы Минстроя Сергей Музыченко, в 29 субъектах они уже приняты, в 37 — еще разрабатываются. Поясним, в конце августа правительство утвердило постановление №1315, позволяющее подрядчикам по согласованию с госзаказчиками пересматривать в случае резкого роста цен на стройматериалы условия контрактов, заключенных до 1 июля 2021 года и сроком не менее чем на год. Менять стоимость можно только по невыполненным работам, при этом увеличение цены должно быть не более 30%.
Пользуясь возможностью предусмотреть отличные от этого постановления условия, регионы порой устанавливают, что пересмотр цены возможен для контрактов с 1 января 2021 года.
Обсуждается подобная, но более серьезная корректировка и на федеральном уровне — как отметил Сергей Музыченко, Минстрой предлагает внести в него изменения, предусматривающие возможность увеличения цены по работам, которые уже были выполнены с 1 января 2021 года. Ведомство планирует расширить и количество госорганов-заказчиков, контракты с которыми могут корректироваться,— с 39 примерно до 50 в основном за счет силовых структур, работающих по гособоронзаказу. Кроме того, Минстрой планирует в ближайшее время внести в Белый дом проект постановления, которое позволит увеличивать цену и контрактов по капремонту многоквартирных домов.
Как отмечает руководитель управления развития отраслевых проектов площадки для госзакупок «РТС-Тендер» Виктор Баранов, ситуация по ним наиболее сложная в части динамики несостоявшихся торгов — примерно 6,5 закупок из 10 «отправляется в корзину».
Пакет предложений Минстроя также предполагает и внесение изменений в закон о контрактной системе (44-ФЗ — свои предложения для поддержки отрасли также представляет в Белый дом Минэкономики, см. “Ъ” от 27 августа), чтобы допустить пересмотр контрактов сроком до года. «Думаю, что в ближайшее время будут в инициативном порядке внесены изменения в этот закон»,— отметил чиновник и добавил, что речь идет об осенней сессии после формирования нового созыва Госдумы. Отметим, этот вопрос поднимался строительным бизнесом еще в июне текущего года, когда власти разъяснили возможность изменения цены контрактов в рамках действующего 44-ФЗ, но для контрактов стоимостью от 100 млн руб. и сроком более 12 месяцев — в Национальном объединении строителей (НОСТРОЙ) отмечали, что подавляющее большинство под эти требования не попадает.
С учетом этого инициативу Минстроя в НОСТРОЙ, разумеется, поддерживают. По словам президента объединения Антона Глушкова, сейчас насчитывается около 23 тыс. контрактов, заключенных сроком более чем на год,— их стоимость в общей сложности оценивается почти в 6 трлн руб. Контракты, заключенные менее чем на год, хоть и меньше по стоимости (всего менее 1 трлн руб.), но их в три раза больше — 71 тыс. «В деньгах несоизмеримо, но по количеству мы видим, как это важно»,— добавил он. Впрочем, он полагает, что стоит «подумать об изменении логики контрактации», поскольку часто возникает «противоборство 44-ФЗ и особенностей строительства». В связи с этим Антон Глушков предлагает рассмотреть возможность «выделения» регулирования строительных госконтрактов либо в рамках отдельной нормы, либо вовсе отдельного закона.