Визит на фоне атаки
Премьер-министр Ирака впервые посетил Тегеран после инаугурации президента Ирана
Визит премьер-министра Ирака Мустафы Каземи в Тегеран состоялся буквально через несколько часов после атаки беспилотников на аэропорт иракского Эрбиля, где базируются американские военные. Как правило, США возлагают ответственность за подобные нападения на Иран, что создает немало проблем для Ирака: там совсем не хотят быть местом «разборок» двух влиятельных сил. Сейчас Багдад особенно нуждается в поддержке Тегерана, учитывая приближающиеся в Ираке парламентские выборы и то, что после ухода США из Афганистана в регионе может кардинально поменяться баланс сил.
Премьер-министр Ирака Мустафа Каземи стал первым зарубежным лидером, посетившим Тегеран для официальных переговоров после инаугурации президента Ирана Эбрахима Раиси в начале августа. Среди приоритетных тем — сотрудничество в сфере энергетики, а также посредническая миссия Багдада в восстановлении отношений между Ираном и Саудовской Аравией. «Хорошей новостью» назвал Эбрахим Раиси решение Багдада отменить визы для иранцев и увеличить квоту для иранских паломников, которые в эти дни стремятся посетить шиитские святыни, расположенные на территории Ирака.
Тегеран несколько месяцев пытался убедить Багдад увеличить квоту для иранцев, которые в преддверии траурной даты Арбаин (сорокового дня со дня трагической гибели имама Хусейна в VII веке, в этом году выпадает на конец сентября) массово посещают шиитские святыни на юге Ирака. До пандемии численность паломников из разных стран составляла около 20 млн человек. В частности, в 2019 году паломничество в Ирак совершили около 3,5 млн иранцев. Но сейчас там продолжают действовать коронавирусные ограничения. Лишь на днях Мустафа Каземи позволил вдвое (до 80 тыс.) увеличить квоты для паломников, при этом число разрешений для иранцев выросло с 30 тыс. до 60 тыс. Что касается виз, то Тегеран поднял этот вопрос после принятого весной решения Багдада разрешить гражданам 36 стран получать визу прямо в аэропорту с целью поощрения иностранных инвестиций. Среди таких стран — постоянные члены Совбеза ООН и члены ЕС. Ирана в этом списке не оказалось, хотя еще пару лет назад Багдад и Тегеран поставили цель увеличить товарооборот в два раза — до $20 млрд.
В итоге, как пояснил офис премьер-министра, в ходе визита в Тегеран Мустафа Каземи сообщил «о намерении Ирака принять решение об отмене условия получения заранее въездных виз иранскими посетителями, прибывающими через аэропорты, после окончания церемонии Арбаин».
К хорошим новостям по итогам переговоров Эбрахим Раиси также отнес планы развития железнодорожного сообщения между двумя странами от иранского приграничного города Шаламче до Басры. Проект впервые возник в 2005 году как часть «шелкового пути» от Китая к Средиземному морю, но был приостановлен в силу разных причин, включая проблемы с безопасностью, а также, как утверждают в Багдаде и Тегеране, противодействие внешних сил. Обсуждали два политика и «денежно-кредитный вопрос». Ирак должен Ирану более $6 млрд по неоплаченным счетам за электроэнергию. Это одна из причин периодических перебоев в поставках электроэнергии и природного газа из Ирана в Ирак. По словам господина Раиси, работа по этой теме будет продолжена, как и реализация других решений «для развития отношений».
При этом президент подчеркнул, что отношения между Ираном и Ираком не ограничиваются только двусторонними контактами. «Роль двух стран в регионе, мире и в международных отношениях также может быть очень эффективной»,— сказал он. О чем конкретно идет речь, господин Раиси не уточнил, однако в последнее время именно Багдад играл центральную роль в восстановлении отношений между Ираном и Саудовской Аравией. С апреля в иракской столице прошли три встречи представителей двух стран, и, как сказал 31 августа посол Ирана в Багдаде Ирадж Масджеди, в планах проведение четвертого раунда. За день до этого в кулуарах проходившей в Багдаде конференции по сотрудничеству и партнерству состоялась «быстрая беседа» между главами МИД Ирана и Саудовской Аравии Хосейном Амир-Абдоллахианом и принцем Фейсалом бен Фарханом. Для Багдада, который после падения режима Саддама Хусейна в 2003 году на долгие годы стал объектом, а не субъектом внешней политики, возвращение статуса влиятельного игрока очень важно.
Со своей стороны, комментируя встречу, Мустафа Каземи поблагодарил Тегеран за поддержку Ирака с «первого момента войны с терроризмом». Несмотря на официальное объявление Багдадом победы над «Исламским государством» (террористическая организация, запрещенная в РФ) еще в конце 2017 года, тема борьбы с этой группировкой не исчерпана, так как она не прекращает свои атаки на иракской территории. И международная поддержка, в том числе со стороны Тегерана, для Багдада очень важна — особенно в свете меняющейся ситуации с безопасностью в регионе после ухода из Афганистана американских сил. За последний год международная коалиция по договоренности с Багдадом сократила свое присутствие в Ираке. Планируется, что до декабря США завершат свою боевую миссию в этой стране, хотя из Ирака американские военные полностью не уйдут: они продолжат обучать местных силовиков. Предполагается, что американцы продолжат оказывать и разведывательную помощь иракским силам безопасности. Эти договоренности были достигнуты между Вашингтоном и правительством Каземи, который считается близким к США политиком, однако после запланированных на 10 октября парламентских выборов правительство в Ираке может смениться. На этом фоне пока еще действующий премьер старается сделать все возможное, чтобы Ирак вновь не превратился в поле для противостояния между влиятельными в регионе игроками. Правда, получается это у него с переменным успехом.
Начало визита господина Каземи омрачила атака беспилотников на аэропорт Эрбиля (Иракский Курдистан), произошедшая за несколько часов до вылета премьера в Тегеран.
В Эрбиле находится авиабаза возглавляемой США международной антитеррористической коалиции. «Пострадавших и ущерба не зафиксировано»,— заявил в воскресенье представитель коалиции полковник Уэйн Маротто. Сирены воздушной тревоги также сработали на территории американского консульства в Эрбиле. Атаки на аэропорт Эрбиля, как и на другие объекты, где находятся силы коалиции, в Ираке не редкость, хотя после серии ударов весной и летом два месяца никаких крупных инцидентов зафиксировано не было. Тем демонстративней выглядела атака накануне ирано-иракских переговоров. Как правило, США обвиняют в таких ударах базирующиеся в Ираке и на востоке Сирии проиранские группировки, входящие в шиитское народное ополчение «Аль-Хашд аш-Шааби». Господин Каземи не раз пытался усмирить ополчение, но так и не преуспел. Тем важнее ему поддерживать баланс в отношениях с Ираном.
Сдерживающая роль Тегерана особенно важна для Багдада накануне парламентских выборов. Да и в целом Ираку не нужно сейчас никаких потрясений. И здесь есть еще одна тема для беседы в Тегеране, важная для обеих сторон: нахождение на территории Иракского Курдистана отрядов Демократической партии Иранского Курдистана и других группировок, которые совершают периодические вылазки на территорию Ирана. На протяжении последних нескольких дней артиллерия и беспилотники иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) наносили удары по районам Иракского Курдистана, где базируются отряды антииранских сил. Это произошло после предупреждения командующего сухопутными силами КСИР бригадного генерала Мохаммада Пакпура, который подчеркнул, что правительства Ирака и Иракского Курдистана «не должны позволять террористам создавать ячейки» на своей территории. «Мы считаем любую нерешительность или халатность на этом направлении нарушением принципа добрососедства, противоречащим хорошим отношениям наших стран»,— добавил генерал. Эта тема не раз возникала в беседах между Багдадом и Тегераном, в частности в ходе состоявшихся месяц назад переговоров между министром иностранных дел Ирака Фуадом Хусейном и секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани, но в этот раз Тегеран терпение потерял. Символично, что как раз перед визитом господина Каземи.