Науку естественно делать на родине
Высшая школа экономики создает лаборатории по конкурсу
Для вовлечения в научную деятельность студентов и в связи с появлением в Высшей школе экономики естественно-научных факультетов ведущие исследователи приглашены к участию в конкурсе на создание экспериментальных лабораторий.
Высшая школа экономики делает ставку на глубокую интеграцию учебного процесса с научно-исследовательской работой студентов. Они могут стажироваться в научных подразделениях ВШЭ, но не только: для них организуется сотрудничество с институтами-партнерами, а еще создаются научно-экспериментальные лаборатории. Их оснащение будет весьма современным.
Конкурс на создание таких лабораторий будет открытым. Студенты, начиная с бакалавриата, получат доступ к проведению научных экспериментов. Это позволит им во время обучения находиться на постоянном научном треке, быть частью научных школ по передовым направлениям исследований. Работа существующих и создаваемых лабораторий естественно-научного кластера даст синергетический эффект, объединит разносторонние знания, опыт и технологии.
«С помощью конкурса мы хотим привлечь к проведению перспективных прорывных исследований в России команды ученых, у которых появится возможность создать лаборатории мирового уровня и реализовать научные планы в родной стране,— объясняет задачу проректор Высшей школы экономики Мария Юдкевич.— Мы надеемся на тесную интеграцию этих лабораторий с российскими ведущими научными центрами и университетами, работающими по передовым научным направлениям, такими как МГУ им. М. В. Ломоносова, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Новосибирский государственный университет, Институт биоорганической химии имени академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН, Институт прикладной физики РАН, Физический институт им. П. Н. Лебедева РАН, Институт физики микроструктур РАН, Физико-технический институт им. А. Ф. Иоффе РАН и другие».
Участвовать в конкурсе могут научные коллективы под руководством ведущих исследователей, работающие в сфере биофотоники и старения (биология, физиология, биомедицина, биостатистика, биоинформатика). Под ведущими учеными Высшая школа экономики понимает специалистов, сформировавших существенный задел для экспериментальных научных исследований, активно публикующихся, обладающих опытом внедрения в образовательный процесс результатов научной деятельности.
Критерии для оценки заявок конкурсантов таковы.
Во-первых, научные достижения и опыт работы заведующего лабораторией оцениваются по уровню научных публикаций; опыту проведения экспериментальных исследований (насколько имеющийся опыт экспериментальной работы заведующего может служить фундаментом для постановки задач и оснащения нужным оборудованием новой лаборатории); опыту руководства научным коллективом и образовательной деятельности (опыт руководства аспирантами; преподавательская деятельность).
Во-вторых, научные достижения и опыт работы членов научного коллектива оцениваются по уровню научных публикаций членов научного коллектива; опыту проведения экспериментальных исследований. То есть насколько имеющийся опыт экспериментальной работы членов научного коллектива может служить фундаментом для постановки задач и оснащения нужным оборудованием новой лаборатории. Оценивается также количество патентов и заявок на выдачу патентов, в которых члены научного коллектива указаны авторами.
В-третьих, перспективный облик лаборатории и научных исследований оценивается по кадровому составу коллектива (наличие молодых ученых, студентов, аспирантов) и способности коллектива решать сложные научные и организационные задачи, проводить исследования и получать научные результаты, соответствующие международному уровню. Помимо этого оценивается наличие совместных научных работ предполагаемых участников коллектива и зарубежных ученых (проведение совместных исследований, написание статей, подготовка совместных докладов на международных научных конференциях); актуальность и новизна планируемых исследований; достижимость заявленных результатов в предложенные сроки и заявляемыми методами; изобретательская активность коллектива участников.
Оценивать заявки приглашены международные независимые эксперты — специалисты в той области, по которой подана заявка на конкурс. Они руководствуются теми критериями, которые перечислены в положении о конкурсе.
«Мы рассматриваем проект в совокупности,— говорит Мария Юдкевич,— поскольку заранее нельзя сказать, что интереснее — сам эксперимент (проект) или его описание. Поддержка научных исследований и создание школ мирового уровня, способствующих привлечению в науку талантливой молодежи,— это то, к чему мы стремимся при проведении этого конкурса».