Субсидии расширили охват
Рейсы из Челябинской области в Астрахань, Пермь и Новый Уренгой будут дотировать из бюджета
Росавиация включила в перечень субсидируемых региональных маршрутов несколько новых направлений из Челябинской области. Это рейсы из регионального центра в Пермь, Астрахань и Новый Уренгой, а также из Магнитогорска в Минеральные Воды. Полеты будет выполнять Red Wings. Общее количество субсидируемых рейсов в 2021 году, по данным миндортранса региона, достигло 19, что почти в два раза больше, чем годом ранее. Эксперты отмечают, что расширение географии полетов за счет субсидий было ожидаемо, но для стабилизации рынка авиаперевозок эта мера малоэффективна.
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) включило в перечень субсидируемых региональных маршрутов несколько дополнительных направлений. Это рейсы Челябинск—Астрахань, Челябинск—Пермь, а также Магнитогорск—Минеральные Воды. Соответствующий приказ исполняющего обязанности руководителя Алексея Новгорода от 10 сентября опубликован на официальном сайте Росавиации. Полеты будет выполнять авиакомпания Red Wings на самолетах SSJ-100. Они начнутся в конце сентября.
«На сегодняшний день утверждены уже 19 маршрутов межрегиональных авиаперевозок из Челябинской области с использованием механизма субсидирования из федерального и регионального бюджетов. В 2020 году их было 11. Считаю, что мы смогли выстроить системную работу в этом вопросе»,— комментирует министр дорожного хозяйства и транспорта Алексей Нечаев.
В приказе Росавиации указано, что рейс Челябинск—Пермь кроме федерального бюджета в равных долях (по 30,5%) субсидируют Челябинская область и Пермский край. Полеты в Астрахань и Минеральные Воды софинансирует только правительство Челябинской области (61%).
В миндортрансе региона “Ъ-Южный Урал” уточнили, что на субсидирование новых направлений в бюджете региона предусмотрено 37,5 млн руб. Общий объем затрат на софинансирование господдержки региональных авиаперевозок в 2021 году составит 362,5 млн руб.
В авиакомпании Red Wings сообщили “Ъ-Южный Урал”, что полеты из Магнитогорска в Минеральные Воды выполняются с июня этого года, но субсидировать рейс начали только с сентября. В числе новых субсидируемых маршрутов перевозчик назвал также Челябинск—Новый Уренгой, который полностью субсидируется из федерального бюджета.
«В рамках проекта по развитию хаба на базе аэропорта Челябинска в сентябре наша маршрутная сеть пополнится тремя направлениями. 25 сентября стартуют рейсы в Новый Уренгой и Пермь. Полеты будут выполняться по два раза в неделю. 29 сентября — в Астрахань, куда будет летать один самолет в неделю. Все эти направления уникальны для Челябинска и доступны только пассажирам Red Wings. Продажи на новые направления уже открыты»,— сообщили в авиакомпании.
Стоимость билетов в Пермь начинается от 2149 руб. за перелет в одну сторону, в Астрахань — от 4049 руб., в Новый Уренгой — от 6849 руб. С мая Red Wings выполняет полеты по семи субсидируемым направлениям из Челябинска, а с июня — по двум из Магнитогорска. «Мы позитивно оцениваем первые итоги региональной программы из аэропортов Челябинской области. Средняя загрузка рейсов выросла с 63% в мае до 70% в летние месяцы. Самые востребованные направления — это Магнитогорск—Екатеринбург, где средняя загрузка рейсов 91%, Челябинск—Норильск и Челябинск—Сургут, загруженные на 87%. Red Wings с партнерами — правительством Челябинской области и холдингом “Новапорт” — анализирует востребованность существующих и потенциальных направлений, формирование маршрутной сети на 2022 год еще не завершено»,— отметили в авиакомпании.
По мнению управляющего партнера экспертной группы Veta Ильи Жарского, расширение географии полетов из Челябинской области за счет новых субсидируемых маршрутов решение вполне ожидаемое и верное, но его эффективность вызывает сомнения. По его словам, после реконструкции аэропорта Челябинска (авиапредприятие входит в группу «Новапорт»), стоившей 10 млрд руб., и провального 2020 года, когда пассажиропоток упал с рекордных 1,7 млн человек в 2019 году до 1,16 млн, возникают обоснованные сомнения в том, может ли быть рентабельным такой аэропорт в сложившихся условиях.
«При такой загрузке окупаться инвестиции, вложенные в реконструкцию, будут вечно. Можно предположить, что уже в этом году показатели существенно выправятся, но международное сообщение восстанавливается исключительно вяло, большая часть границ все еще закрыта, а население не стало богаче, что также не может не влиять на спрос на авиабилеты. Безусловно, меры, направленные на повышение или хотя бы сохранение конкурентоспособности услуг авиаперевозок, в таких условиях нужны. Однако, на мой взгляд, субсидирование не является панацеей, поскольку не оказывает долгосрочного позитивного эффекта. Ключевым фактором роста спроса на авиабилеты при наличии альтернативных путей транспортного сообщения, таких как железные и автомобильные дороги, являются конкурентоспособные цены. Субсидии позволяют снизить негативный эффект подорожания под воздействием рыночных факторов на некоторое время, но не устраняют причин подорожания»,— говорит эксперт. По его словам, субсидии как жаропонижающее средство позволяют на некоторое время снять симптомы болезни, но не устраняют ее причин.
Без учета новых маршрутов сейчас из Челябинской области действует 16 субсидируемых рейсов.
Из них 13 выполняются из аэропорта Челябинск в Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Краснодар, Красноярск, Омск, Казань, Волгоград, Махачкалу, Геленджик, Мурманск, Норильск, Сургут и Ханты-Мансийск. Из аэропорта Магнитогорска есть три рейса: в Сочи, Новосибирск и Екатеринбург. Кроме Red Wings субсидируемые маршруты из региона выполняют авиакомпании «ЮВТ Аэро», «Азимут», «Северный ветер» и «Сибирь».