Мытарства все те же
Основные направления налоговой политики менять не предполагается
Проект «Основных направлений налоговой политики» (ОННП), разработанный Минфином в бюджетном пакете на 2022–2024 годы, за исключением идеи расширения налогообложения ресурсного сектора (см. текст на этой же странице), крупных новшеств по налогообложению не содержит — налоговая нагрузка к ВВП на уровне ОЭСР остается для Минфина ориентиром. Среди новаций, предлагаемых финансовым ведомством к реализации — единый налоговый платеж, а «в длинную» — урегулирование на российской стороне проблемы трансграничных доходов в разных аспектах и стимулирование инвестиций налоговыми мерами.
Проект ОННП, по данным “Ъ”, на этой неделе продолжит обсуждаться в правительстве. Документ, составленный Минфином как часть бюджетного пакета на 2022–2024 годы, не изменил с прошлых лет своей формы, в целом он достаточно консервативен и не предполагает крупных новаций в сфере налогообложения.
Cудя по всему, неформальный «пакт о неизменении налогов» до 2024 года, оформленный заявлениями представителей правительства и президента в 2019 году, сохраняется — за вычетом вопроса о «сырьевой ренте» в отношении металлургов.
Не предполагается и отказа от идеологии «бюджетного правила» — напротив, действующий сейчас лимит по расходам Фонда национального благосостояния (ФНБ) — порядка 400 млрд руб. в год — предлагается дополнительно закрепить законом или актом правительства. Еще одна инициатива — «установление предельной суммы инвестирования ФНБ во внутренние проекты». Напомним, 1 сентября ЦБ в проекте основных направлений денежно-кредитной политики (см. “Ъ” от 6 сентября) констатировал переговоры с Минфином о финансировании из ФНБ сверх лимита проекта газохимического комплекса в Усть-Луге, позже глава ЦБ Эльвира Набиуллина признала консультации и по другим проектам этого рода — в них предполагается закупка импортного оборудования сверх лимита в 400 млрд руб., что, по мнению ЦБ, не повлияет на инфляционные ожидания и фон. В проекте ОННП Минфин уже прямо говорит о «наметившемся в последние годы переходе международных компаний на углеродную нейтральность за счет сокращения потребления угля и нефти» как о рисках обвала цен на нефть — и, соответственно, бюджетных рисках.
Отказ от существенного повышения или понижения уровня налогообложения Минфин обосновывает тем, что в целом налоговая нагрузка на экономику РФ почти неизменна в течение последних шести лет (диапазон 29–32% ВВП).
Между тем в 2020 году доходы расширенного правительства составили 35,39%, а налоговая нагрузка на экономику сократилась более чем на 2 п. п., с 32,53% до 30,44% ВВП.
Как констатируют в финансовом ведомстве, это уровень по валу близкий к среднему уровню в ОЭСР в 2019 году, а за вычетом нефтегазовых доходов бюджета он сравним с налоговой нагрузкой в США, Ирландии и Чили и ниже сопоставимой с РФ Южной Кореи. Логика Минфина достаточно проста, хотя прямо не излагается: налоговая система в РФ более или менее устоялась, системное изменение налогов рационально, только если РФ готова долгосрочно строить какую-то другую экономику, с другим характером перераспределения, обязательств и другим типом развития,— но какого-либо желания Минфина осуществлять такое движение в проекте ОННП не отражено.
Нет крупных идей в этой сфере и в приложении к ОННП «Актуальные вопросы налогообложения на перспективу», хотя общие тренды в нем достаточно интересны. Так, Минфин, инициировавший системный пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения, предлагает подумать о компенсациях как компаниям, так и их инвесторам. Для корпораций это компенсации по налогу на прибыль, для физлиц-инвесторов «с существенным экономическим присутствием в России» — некие спецусловия, «которые позволят зачитывать налоги таких налогоплательщиков, удержанные и уплаченные за рубежом, при уплате налогов в России».
В целом движение к разрешению трансграничных проблем налогообложения в ОННП наблюдается повсеместно.
Так, предлагается «на перспективу» уравнивание ставки НДФЛ для резидентов и нерезидентов, наделение иностранных юрлиц статусом налоговых агентов по НДФЛ за работу и услуги в РФ — и наоборот, уточнение налогообложения расходов работодателей на оплату «исполнения трудовых обязанностей дистанционно за пределами РФ»
Компенсации иностранных налогов — часть мер по повышению инвестактивности, в которых относительные новшества — инфраструктурные госгарантии на 2022–2023 годы и налоговые льготы инвестиционного характера по соглашению с правительством (и новый принцип изъятия сэкономленных налогов в случае неисполнения инвестобязательств). Прочие инвестидеи Минфина традиционны: это СЗПК, СПИК 2.0, ИИС нового типа, САРы и возвратное кредитование из ФНБ.
В области администрирования Минфин подтверждает свое стремление к расширению и усложнению систем обеспечительных мер (см. “Ъ” от 30 июля), плавный переход к экстерриториальным принципам действий налоговых органов и их дальнейшей цифровизации. Одно из обсуждаемых новшеств — автоматическое предоставление физлицам, зарегистрированным в системе госуслуг, «личного кабинета» налогоплательщика. ОННП также обсуждают возможность создания в РФ институтов специальных банковских счетов с особыми порядками взыскания с них обязательных платежей. В целом же «Направления» подтверждают на официальном уровне общее движение к единому налоговому платежу (проект о нем уже рассматривается Госдумой) и в дальнейшем к унификации налогообложения — впрочем, по крайней мере, до 2024 года вряд ли стоит ждать существенного продвижения в эту сторону.