После выборов перед выбором
Йоханн-Михаэль Мёллер — член правления Форума «Петербургский диалог» — о выборах и отношениях между Германией и Россией, в которых нужно действовать, хотя иногда кажется, что сказать друг другу больше нечего.
Ситуацию в России в первые дни после думских выборов и ситуацию в Германии сразу после выборов в Бундестаг, по сути, невозможно сравнивать. И тем не менее есть некоторые аналогии, над которыми стоит задуматься. В обеих странах поднимается вопрос о необходимости фундаментальных перемен в политике, социальной сфере, экономике и не в последнюю очередь в экологии. Недавно в России в ходе голосования последовал ответ на вопрос о политических переменах: им стало резкое «нет». Режим отстоял свое доминирующее положение. Кажется, всеми возможными средствами.
В Германии же велось много разговоров о действительно масштабной трансформации, но по мере приближения к предвыборной прямой соответствующие призывы звучали уже не так громко. По итогам выборов одни партии улучшили свои позиции, другие — ухудшили, но никакого оползня, который радикально изменил бы политический ландшафт, а вместе с ним и общее направление курса, не произошло. Различные возможности для формирования правительства распределились между партиями средних масштабов, и то, какой быть политике, решится в результате (вероятно, затяжных) переговоров.
Мы наблюдаем, как в России режим больше не дает повода для фантазий на тему путей развития. Для русских такая ситуация не в новинку. Это видно, в частности, по тому, насколько зацикленной на себе стала российская оппозиция. Где ее убедительные альтернативные предложения?
Похоже, в Германии с этим обстоит иначе. И по итогам выборов аналитики уже отмечают формирование новых, молодых общественных групп, осознающих важность как свободы, так и охраны климата. Однако своей победой СДПГ обязана скорее тем, кто сделал ставку на стабильность и сохранение имеющихся условий. В Германии амбициозные планы перемен тоже могут очень быстро увязнуть в серых буднях политических хитросплетений.
Впрочем, едва ли стоит искать сигналы возможных перемен в российско-германских отношениях в предвыборных программах. Отсутствие понимания по определенным вопросам никуда не исчезнет, равно как и разногласия, кроме того, каждая сторона будет пребывать в уверенности, что сказать друг другу больше особо нечего, но тем не менее как-то ладить необходимо. Даже в плачевной ситуации есть свои знакомые стороны.
Отличие от времен Холодной войны: глобальные вызовы практически не оставляют места для старой идеи конкуренции между политическими системами. Глобальные последствия изменения климата, миграционные процессы и драматическая ситуация с истощением природных ресурсов, а также последствия пандемии крайне проблематично поставить как в географические, так и в идеологические рамки. В конце концов придется признать очень важную вещь: вырваться из углеродного века можно только совместными усилиями, какими бы разными ни были интересы, а также амбиции. Раньше в данной связи говорили о переменах через сближение. Сегодня речь идет о чем-то гораздо большем. Будущее любой части нашей планеты стало немыслимым без будущего ее остальных частей.