Госдума осталась без Лаврова
Глава МИД РФ Сергей Лавров не стал уходить из родного министерства в Госдуму, хотя ранее его и включили в первую пятерку федерального списка партии «Единая Россия». Но и без Лаврова, считает обозреватель «Д» Галина Дудина, у остающихся там депутатов все же есть шанс проявить себя на внешнеполитическом направлении.
Еще в начале сентября президент России Владимир Путин признавался: ему будет «жалко» отпускать в Госдуму министров Сергея Лаврова и Сергея Шойгу. Оба вошли в федеральную часть списка «Единой России», и в расписании главы МИД РФ участились поездки по России: Ростов-на-Дону, Калининград, Волгоград. Правда, уже через несколько дней после сентябрьских выборов в Государственную думу стало очевидно, что менять род занятий министр иностранных дел (как и его коллега) пока не собирается.
Но и без участия Сергея Лаврова международная деятельность наряду с законодательной и представительной является одним из главных направлений работы Госдумы. Хотя политический кризис последних лет в отношениях с западными странами и затруднил работу по целому ряду двусторонних направлений. «Обширная программа международных связей Государственной думы сегодня четко вписана в общую канву внешнеполитического курса России и позволяет достойно отстаивать интересы Российской Федерации за рубежом как по линии двусторонних контактов, так и в деятельности международных парламентских структур»,— отмечается на официальном сайте нижней палаты.
По идее это должно позволить депутатам эффективно принимать законы, касающиеся международного сотрудничества. Как отметил в интервью «РИА Новости» генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов, многое при этом будет зависеть и от того, кто будет назначен руководителем международных профильных комитетов Госдумы, Совета федерации, «произойдут ли какие-то другие кадровые изменения».
Между тем оценить внешнеполитические амбиции партий можно, заглянув в их предвыборные программы.
«Множатся базы НАТО вокруг России. Ужесточаются санкции. Идет политическое давление»,— сгущают краски в КПРФ. Для спасения страны в партии в общих чертах предлагают «укреплять национальную безопасность и позиции России на мировой арене, повышать боеготовность вооруженных сил и информационно-технологическую защищенность». Как и другие партии, коммунисты выступают за активную работу с соотечественниками, а также с ближним зарубежьем («братскими народами СССР») и по линии Союзного государства России и Белоруссии. Из конкретных предложений — идея «безотлагательно признать Донецкую и Луганскую народные республики».
Еще более конкретно формулирует свои внешнеполитические планы ЛДПР. Реализация их, правда, представляется еще менее вероятной. Из «100 шагов» предвыборной программы этого года внешней политике уделено пять. Партия предлагает провести референдумы и ни много ни мало «вернуть все бывшие территории СССР», «ограничить агрессию США» и распустить НАТО, добиться от европейских стран единой с Москвой оценки Второй мировой, а также исключения из ЕС «за дискриминацию русских» Литвы, Латвии и Эстонии (что, по сути, дублирует первый пункт про территории СССР). Единственным умеренным пунктом выглядит предложение ввести безвизовый режим для бизнесменов стран ШОС, АТЭС и БРИКС.
«Настоящий патриот — тот, кто и в военное, и в мирное время отстаивает интересы Родины перед внешним врагом»,— отмечают в партии «Справедливая Россия — За правду». В программе партии также делается упор на работу с соотечественниками и немногим аккуратнее — на необходимость признания самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Больше к внешней политике социалисты не возвращаются, за исключением призыва ратифицировать ст. 20 Конвенцию ООН против коррупции, согласно которой государствам следует ввести уголовное наказание должностных лиц за незаконное обогащение. Статус этой статьи в РФ иногда воспринимают двояко. С одной стороны, при ратификации в 2006 году этой конвенции соответствующий федеральный закон не упомянул эту статью отдельным пунктом. С другой стороны, в Минюсте отмечают, что вся конвенция ратифицирована целиком, а дополнительное наказание за незаконное обогащение уже прописано в российском антикоррупционном законодательстве.
Несколько более подробными и проработанными выглядят внешнеполитические инициативы «Единой России» и партии «Новые люди». В «Единой России» сухим бюрократическим языком обещают «решительно отстаивать национальные интересы России во внешнеполитической сфере», поддерживать соотечественников за рубежом, развивать интеграционные структуры (ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, ОДКБ) и международную торговлю, бороться с забюрократизированностью и торговыми барьерами и предупреждать гонку вооружений в космосе.
«Если все, чем занимается страна во внешнем мире, продиктовано исключительно эгоизмом "национальных интересов",— парируют "Новые люди",— тогда ядерное оружие, членство в СБ ООН и другие атрибуты "абсолютного суверенитета" неизбежно начинают восприниматься другими как несправедливое конкурентное преимущество. И это дает все больше аргументов тем, кто применяет в отношении России "политику сдерживания"». В партии предлагают: «Из тупика "сдерживания" есть только один выход. Отказаться от подходов и шаблонов "геополитического" цинизма: объяснить наконец миру, за какие именно ценности выступает Россия, с кем и в чем мы не согласны, кого мы видим своими союзниками и оппонентами и почему». Для этого, по мнению «Новых людей», нужно развивать общественную и гуманитарную дипломатию, а также контакты с зарубежными СМИ.
Открытым остается вопрос, удастся ли депутатам реализовать эти, в основном довольно размытые пункты. «Избирателям не интересна эта часть программы: на фокус-группах большинство говорит, что в целом нынешняя внешняя политика их устраивает, в отличие от состояния экономики и социальной сферы»,— пояснил «Д» президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. Об этом же — еще до формального отказа от перехода в Госдуму — говорил и Сергей Лавров. «По подавляющему большинству внешнеполитических вопросов у нас действительно общенациональный консенсус, и это придает нам силы, поскольку наши граждане всегда с пониманием воспринимают то, что мы делаем, и поддерживают то, что мы делаем,— объяснял он.— Я не вижу оснований законодательных или политических, чтобы этот внешнеполитический курс менялся».
В то же время жизнеспособной Евгений Минченко считает идею «Новых людей» отказаться от агрессивной внешнеполитической риторики: «Есть часть элит, кого это не устраивает. Идею говорить вместо этого на языке интересов мы также тестировали на фокус-группах, и часть респондентов охотно соглашается с тем, что нужно договариваться с другими странами». По словам эксперта, политики, только вошедшие в Думу, теперь могли бы попытаться технически выступить с предложениями в направлении разрядки, начав «с чистого листа».