Машины на батарейках
Почем в России электрическая мобильность
Принятая в России концепция развития электромобилей подразумевает, что машины на батарейках станут в нашей стране распространенным явлением на дорогах уже через три года. Когда передвигаться на электрическом ходу станет выгодным, и в чем уже сейчас состоит профит владения электрокаром, разбирались «Деньги».
Все еще непривычные для большинства бесшумно двигающиеся электрические авто уже совсем скоро из экзотики должны стать в России обыденным явлением. Во всяком случае, об этом говорит принятая в конце августа «Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». Документ подразумевает, что уже через три года — к 2024 году — производство электрокаров в РФ выйдет на уровень не менее 25 тыс. машин в год, а к 2030 году электромобили займут не менее 10% от всего объема выпускаемых машин в России (то есть ежегодно будет продаваться более 125 тыс.). Программа, которая оценивается в 803 млрд руб., позволит довести общее число электрокаров в России за 9 лет минимум до 540 тыс. единиц, а по сценарию ускоренного развития — 3,23 млн.
Планы впечатляют, учитывая сегодняшнее состояние дел с электрокарами в России. Получается, что к 2030 году число электромобилей в стране должно вырасти минимум в 50 раз. По данным «Автостата», на начало текущего года в РФ было зарегистрировано 10,8 тыс. легковых электрокаров. А по итогам 2020 года в РФ было продано всего 687 новых электромобилей, или всего 0,04% от общих продаж (1,6 млн новых легковых и легких коммерческих авто). Давайте поразмышляем, за счет чего может произойти такой скачок, как электромобили смогут стать удобным, а главное, выгодным личным транспортным средством.
Мой дорогой электрокар
Пока новый электромобиль в России — игрушка для богатых, что наглядно иллюстрирует статистика продаж новых электрокаров на российском авторынке. Сегодня у нас официально продаются менее десяти моделей электрокаров, а рынок фактически делят три марки — немецкие Porsche и Audi да Jaguar из Британии.
По данным «Автостата», первое место по продажам новых электрокаров прочно удерживает Porsche с моделью Taycan, которых по итогам первого полугодия текущего года было продано на российском авторынке 326 единиц. Этот спорткар имеет впечатляющие динамические характеристики — электромотор способен развивать мощность эквивалентную 408 л. с. (300 кВт), разогнаться до 100 км/ч за 5,4 секунды (спортивная модификация Taycan Turbo S разгоняется до сотни за 2,8 секунды), максимальная скорость — 230 км/ч, запас хода 480 км. Минимальная цена такого авто составляет 7 млн руб.— это начальный вариант (модификация Taycan). За Taycan среднего уровня — Taycan 4S или Taycan 4S Cross Turismo — придется выложить 8,3 млн руб., за Taycan Turbo — 10,7 млн руб., а за модификацию Taycan Turbo S Cross Turismo — 13,1 млн руб.
Второй по популярности в России сейчас является модель Audi e-tron. Таких машин в России за первое полугодие текущего года продано 198 экземпляров. Электромобиль имеет хорошую динамику разгона — до 100 км/ч за 4,5 секунды при мощности двигателя в 435 л. с., заявленный запас хода от одной зарядки 370 км. Что до цены, то дилеры предлагают такой электрокар минимум за 8,4 млн руб. (модификация Audi e-tron S quattro), цена машины с дополнительными опциями может превысить 10 млн руб.
Тройку лидеров замыкает Jaguar со своей моделью I-Pace, которую в первом полугодии текущего года приобрели в количестве 26 экземпляров. Машина эта имеет мощность 234 л. с., разгоняется до 100 км/ч за 4,8 секунды, имеет запас хода в 470 км. Цена машины в единственной комплектации на российском рынке (I-Pace 400 (234) HSE) — 7,5 млн руб.
Далее в рейтинге продаж идет китайский электрокар JAC iEV7S, которого, по некоторым оценкам, в текущем году было продано порядка 20 единиц. Эта машина имеет более скромную, чем у лидеров, мощность мотора в 116 л. с., разгоняется до 100 км/ч за 11 секунд, запас хода — 280 км, зато его цена значительно ниже — 2,5 млн руб. Другие официально продающиеся модели электрокаров пока буквально имеют штучные продажи. Это модель Renault Twizy, которая представляет собой двухместный субкомпактный городской автомобильчик со скромной мощность в 11 л. с., максимальной скоростью в 80 км/ч и запасом хода в 100 км. Сейчас машина предлагается по цене от 949 тыс. руб. (версия Urban) до 1,049 млн руб. (версия Trend). Ну и совсем скромные продажи в одну единицу пришлись на такие электрокары, как BMW i3 с мощностью 523 л. с., разгоном до 100 км/ч за 4,6 секунды и запасом хода 630 км, он предлагается по цене от 8,5 млн руб. В единственном экземпляре в этом году была продана модель Renault Kangoo ZE, которая представляет собой прообраз легкого коммерческого авто будущего, эта машина имеет скромную мощность электромотора в 60 л. с., запас хода в 270 км и предлагается за 2,76 млн руб.
Самые популярные новые электромобили на российском авторынке
|
Источники: «Автостат», данные автопроизводителей.
Гораздо внушительнее выглядит по своим показателям вторичный рынок электрокаров, продажи которых минимум вдвое больше, чем продажи новых электромобилей. При этом цены на подержанные электрокары становятся уже соизмеримы с ценой обычных авто с пробегом, что в первую очередь связано с тем, что на ввоз электрических машин отсутствуют драконовские таможенные пошлины. В России среди электромобилей с пробегом беспрекословно доминирует модель Nissan Leaf, по оценкам «Авито Авто», во втором квартале текущего года на этот автомобиль пришлось 77% продаж от всего вторичного рынка электрокаров. Средняя цена этой электрической машины мощностью 109 л. с. и автономностью порядка 160 км составляет 585 тыс. руб., что соизмеримо с ценой традиционных подержанных машин. На второй позиции в топе самых востребованных моделей электрокаров на вторичном рынке — BMW i3. Доля модели составляет 9,5%, а средняя цена — 1,8 млн руб., что также похоже на среднюю цену традиционных подержанных машин марки BMW.
Третью строчку в рейтинге самых популярных электромобилей на вторичном рынке (6% продаж) занимает Tesla Model 3 со средней ценой 3,65 млн руб. На четвертой позиции — Tesla Model S, доля модели в сегменте — 3,8%, средняя цена этой модели 3,12 млн руб. Замыкает пятерку лидеров Tesla Model X. Средняя цена этой модели достигла 6,7 млн руб., доля в продажах электромобилей с пробегом — 2%.
Электрификация на марше
Но все же факт того, что рынок электромобилей в России стоит на низком старте, предположить вполне возможно. В мире разгон электрической мобильности идет очень высокими темпами: по данным EV-Volumes, за первое полугодие текущего года во всем мире было продано 2,65 млн электрокаров, что уже превысило показатели всего прошлого года. И это только начало — через пару десятилетий электрокары будут прочно доминировать на мировом авторынке. Bloomberg прогнозирует, что уже к 2040 году доля электромобилей составит две трети от всего рынка новых легковых машин, и к этому времени ежегодно будет продаваться порядка 66 млн машин на электрическом ходу. Многие страны уже объявили о запрете продажи новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в 2030–2040 годах. Например, Норвегия первой в мире уже в 2025 году запретит продажу машин с двигателями, работающими на ископаемом топливе. Стремительно расширяют модельный ряд электромобилей ведущие мировые автопроизводители, о переходе на электрические рельсы объявило большинство из них. Например, к 2025 году полностью электрифицировать весь свой модельный ряд и прекратить разработки в области традиционных моторов обещают Jaguar и Volvo, концерны General Motors, Volkswagen, Mercedes-Benz, BMW, альянс Stellantis.
В скором времени электромобили будут быстрее распространяться и в России, прогнозируют участники рынка. По словам Дениса Мигаля, генерального директора сети автосалонов Fresh Auto, в ближайшее время на российском авторынке можно ожидать выход таких моделей электрокаров, как французский Citroen e-C4, японский Nissan Ariya, Dacia Spring или китайский Byton M-Byte.
При этом в ближайшие два-три года цена на электрокары в России в среднем может вполне опустится к отметке в 1 млн руб. и даже ниже, прежде всего за счет падения цен на аккумуляторы, цена которых составляет две трети цены современного электромобиля.
«Аккумуляторная батарея — самый дорогой компонент электрокара,— говорит Елена Крившич, партнер аналитической компании Strategy Partners.— Цена нового аккумулятора зависит от выбранной модели автомобиля, но в среднем составляет около трети цены машины, однако аккумуляторы постоянно дешевеют. Еще в 2010 году средняя цена литий-ионного аккумулятора составляла $1191 за киловатт-час емкости. В 2020 году она упала до $137. По прогнозам Bloomberg NEF, к 2024 году цена опустится ниже $100 за киловатт-час, а к 2030 году — до $58».
А обслуживание электрокара уже сейчас в разы дешевле традиционных автомобилей. «Например, по данным автодилера "Рольф", цена обслуживания ходовой части, электроники, салона и кузова у электрокара и обычного авто приблизительно одинаковая,— продолжает Елена Крившич.— Различия только в двигателе и трансмиссии. Бензиновому автомобилю нужна смена масла, ремня газораспределительного механизма и свечей. В расчете на 16 тыс. км это будет стоить около 8–10 тыс. руб. Из планового обслуживания электромобиля — только замена масла в редукторе, диагностика двигателя и определение остаточного ресурса батареи. Стоимость материалов и работ в расчете на годовой пробег — около 2,5 тыс. руб. Таким образом, за пять лет обслуживание обычного автомобиля обходится в 50 тыс. руб., а электрического — в 12,5 тыс. руб., то есть в четыре раза меньше».
«Электрокар гораздо проще обслуживать, чем автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, так как в электромобилях меньше трущихся узлов, сложных элементов трансмиссии, гораздо меньше технических жидкостей»,— соглашается Кирилл Слабнин, руководитель отдела продаж автодилера «Ауди Центр Лахта». В Audi e-tron, где есть охлаждающая жидкость, тормозная жидкость и еще немного смазок, при обслуживании проверяются фильтры, колодки, которые изнашиваются очень медленно, поскольку торможение в электрокарах происходит за счет рекуперации, тормоза используется в экстренных случаях, при этом энергия возвращается обратно в батарею. Если батарея выходит из строя, в Audi e-tron рекомендуется замена при понижении емкости до 70% и более, но производитель дает гарантию на батарею 8 лет, либо при пробеге 160 тыс. км. Батарея, которая занимает практически все днище автомобиля и весит 700 кг, состоит из отдельных ячеек, поэтому можно менять не всю батарею целиком, а отдельные ячейки, которые потеряли свою работоспособность, что существенно сократит стоимость ремонта.
Неудобством электрокара может быть падение емкости аккумулятора при холодной погоде, однако в современных моделях эта проблема решается. «Если новый электромобиль в среднем может проехать до 250 км, то пробег на одной зарядке подержанной модели в тридцатиградусный мороз может ограничиться до 50 км,— предупреждает Штеффен Хоффманн, президент группы Bosch в России.— Исследования показывают, что при температуре в пять градусов тепла емкость батареи снижается на 20%, при -5°C — на 35–40%, а при -12°С — на 50%. Однако данная проблема не критична для современных моделей среднего и премиального сегментов, которые обладают необходимыми технологиями обогрева аккумулятора и приличным запасом хода».
Самые популярные электромобили с пробегом в России
|
Источник: «Авито Авто».
«И в суровые зимы электрокары выживают,— убежден Кирилл Слабнин.— Точно так же, как и у автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, есть минимальный допустимый порог температуры, при которой не рекомендуется заводить автомобиль, чтобы не навредить батарее (у Audi e-tron, к примеру, это -33°С). У Audi присутствует подогрев и охлаждение батареи, в зависимости от погодных условий, оптимальная температура батареи электрокара — это от +25°С до -30°С, и данная температура автоматически поддерживается при зарядке и эксплуатации».
О пользе зарядки
Помимо высокой цены, пожалуй, еще один ключевой вопрос для развития рынка электрокаров — наличие зарядки для них. Значимым бонусом для владельцев машин на батарейках, безусловно, является почти бесплатная заправка. Сегодня зарядка электрокара может обойтись всего в 100–200 руб. «Уже сейчас стоимость 1 кВт•ч электроэнергии в бытовом тарифе не превышает 5 руб.,— говорит Владимир Агафонов, менеджер по развитию бизнеса компании Schneider Electric.— Учитывая среднюю скорость передвижения по городу, размер автомобиля и его динамику, на 100 км пробега владелец электрокара тратит около 100 руб. Эта сумма значительно меньше той, что вы бы потратили, передвигаясь на автомобиле с двигателем внутреннего сгорания».
Проблема в том, что зарядка для электромобилей в России практически отсутствует. Теоретически заряжать аккумуляторы можно и от бытовой сети, но мощность ее невелика, и таким образом заряжать батарею придется 10–12 часов. Для комфортной эксплуатации электрокаров необходимы зарядки увеличенной мощности, которые способны зарядить машину за 30–40 минут.
На сегодняшний день в России не более 165 зарядных станций для электромобилей. За три ближайших года правительство планирует выделить 31,3 млрд руб. на организацию разветвленной заправочной сети, из расчета одна станция на десять электромобилей в населенных пунктах или на 100 км федеральных автодорог.
Уже сейчас для владельцев электромобилей действуют существенные льготы. В Москве это бесплатная парковка, что является хорошим бонусом для тех, кто часто ездит по городу.
Также значимую выгоду владельцы электрокаров уже получают, экономя на налогах: транспортный налог на электромобили полностью отменен в Москве, Санкт-Петербурге и еще ряде крупных российских регионов. И это может быть существенным подспорьем, особенно в отношении дорогих машин, на которые, как известно, сейчас распространяется налог на роскошь. Например, владелец мощного Porsche сейчас может платить в столице ежегодно налог примерно в 100 тыс. руб. Постепенно начинаются распространяться льготы и на кредиты при покупке электрокаров. В сентябре выдавать кредиты на покупку электромобилей по сниженной ставке под 3,0% и 3,9% годовых начали ВТБ и Газпромбанк. В ближайшем будущем число финансовых организаций с подобными льготами расширится, так как власти обещают выделять им соответствующие субсидии. Таким образом, покупка и владение электрокаром в России уже скоро может стать привлекательным.