Рабочему настрою прописали общение
Как компании поднимают корпоративный дух удаленных работников
Российский бизнес пытается восстановить командный дух удаленщиков с помощью коливинга. По данным Минтруда, в России около 3 млн человек продолжают работать в дистанционном режиме. На этом фоне все больше компаний устраивают не просто совместные выезды на природу, но и арендуют целые дома для сотрудников. Насколько это помогает наладить работу в команде? И есть ли будущее у корпоративных коливингов? Подробнее — Владислав Викторов.
С начала пандемии, по официальным данным, удаленку на себе опробовал каждый десятый трудоспособный россиянин. И большая часть предприятий сохранила опцию гибридного формата хотя бы для некоторых сотрудников, говорят аналитики. В итоге бизнесмены признаются: к середине 2021 года сложилась ситуация, когда целые отделы не знакомы друг с другом лично.
В итоге к известным уже Zoom-встречам и корпоративам добавились рабочие коливинги. Такой проект запустили, например, в «М.Видео-Эльдорадо». Там планируют за год отправить примерно 300 сотрудников в Сочи, на Эльбрус, в Калининград и Геленджик. Команды до 20 человек смогут две недели жить в общем доме за счет компании. В примерной программе, помимо работы, — йога по утрам, день цифрового детокса и лекции в формате TED talks.
В перспективе к местам коливинга могут добавить, например, Марокко или Шри-Ланку, но даже сейчас спрос на такие рабочие путешествия высокий, отмечает “Ъ FM” представитель компании Валерия Андреева: «У нас появились продуктовые команды. Их сейчас больше 100 — в первую очередь IT-разработка. Но у них есть и аналитики, и маркетинг. Людям необходимо общаться где-то, помимо Zoom. Мы уже получили больше 60 заявок, в том числе на командные заезды по 5-10 человек.
Если едет группа, то компания оплачивает расходы целиком. Если это индивидуальная частная поездка, то 50%».
По словам игроков рынка, такой формат работы в последнее время попробовало несколько компаний, и отзывы в основном положительные. Так, в Wildberries “Ъ FM” рассказали, что совместные выезды значительно повышают продуктивность и ускоряют адаптацию сотрудников.
Впрочем, здесь имеет значение длительность совместного проживания, отмечает соосновательница бара Moho Anapa Альбина Хазеева. Руководство решило арендовать целый коттедж для команды заведения почти на все лето.
«Когда ты видишься с одними и теми же людьми и дома, и на работе, конечно, начинаешь психологически от них уставать.
Некоторые, поскольку не платят за такие выезды, начинают игнорировать, что домом нужно не только пользоваться, но и ухаживать за ним. Мы как руководители жили в том же самом месте. Так стираются границы, нарушается субординация. Эта практика имеет смысл, но мы хотели бы жить отдельно»,— подчеркивает Хазеева.
В основном, как говорят собеседники “Ъ FM”, коливинг-проекты подойдут молодым креативным коллективам. Впрочем, гендиректор кадрового агентства «Визави Консалт» Валерия Дворцевая уверена, что в ближайшее время такой формат будет развиваться и становиться доступнее: «Зависит от того, семейный человек или нет, как долго без него могут близкие. Если у вас есть собака, кошка, кто-нибудь еще, кому их оставить? Это целый блок проблем, который, я думаю, приведет к рождению новых индустрий».
Еще один важный вопрос — затраты на корпоративный коливинг. Например, компания «М.Видео-Эльдорадо» заключила партнерский договор с проектом «Станция Смена», расходы на годовую программу у которого сопоставимы с проведением корпоратива. Тем не менее оценить насколько оправданы такие затраты, можно только спустя время, рассуждает сооснователь сервиса «Битрикс-24» Сергей Рыжиков: «У нас сотрудники в разных точках страны, и мы собираем их в одном городе. Обычно на неделю раз в один-два месяца. На эти мероприятия нужны деньги. Добавляются медицинские расходы, тесты, все, что с этим связано. Но пока кажется, что это адекватно».
Собеседники “Ъ FM” соглашаются: вряд ли корпоративный коливинг когда-то станет массовым явлением в России. Но, по данным аналитиков, возвращаться в традиционные офисы не желают 40-90% сотрудников российских компаний. А значит потребность в выездном тимбилдинге останется надолго.