Негабаритные штрафы
Дальнобойщики Челябинской области жалуются на неисправность системы видеофиксации
Перевозчики Челябинской области сообщают о массовом получении штрафов в 150 тыс. руб. при проезде «рамок» — автоматических комплексов весогабаритного контроля. Дальнобойщики жалуются, что система не учитывает минимальных погрешностей и выписывает постановления за малейшее отклонение от допустимых веса и габаритов. В министерстве дорожного хозяйства и транспорта региона уверены, что система работает исправно. Эксперты считают, что отмена штрафов возможна в случае выявления некорректной работы измерительных приборов.
Грузоперевозчики Челябинской области направляют массовые обращения в государственные инстанции и СМИ о получении высоких штрафов за нарушение норм весогабаритного контроля из-за некорректной работы комплексов фиксации нарушений. Система весогабаритного мониторинга и контроля в части фиксации административных правонарушений по ст. 12.21.1 КоАП РФ («Нарушение правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта») была запущена в работу 16 июля этого года на пяти участках трасс Челябинской области. До этого, с 15 апреля по 15 июля, комплексы работали в тестовом режиме — без оформления штрафов. Комплексы расположены на 14-м и 22-м км дороги «Обход города Челябинска (Западный)», на 41-м км трассы Миасс—Карабаш—Кыштым, на 28-м км дороги Черноречье—Чесма—Варна—Карталы—Бреды, на 171-м км трассы Чебаркуль—Уйское—Сурменевский—Магнитогорск.
Ответственность по ст. 12.21.1 КоАП РФ возникает у водителей большегрузов при превышении допустимых габаритов транспортного средства не более чем на 10 см без специального разрешения либо с превышением допустимой массы или нагрузки на ось в пределах от 2–10% без спецразрешения. Штраф за эти нарушения для водителя составляет не более 1,5 тыс. руб., для юрлиц — 100–150 тыс. руб. Однако в случае автоматической фиксации нарушения любому собственнику грузовика грозит штраф в 150 тыс. руб.
Водитель 15-тонного большегруза Volvo Владимир Кравченко рассказал “Ъ-Южный Урал”, что комплексы весогабаритного контроля не учитывают минимальные погрешности габаритов в 3 мм. Мужчина в один день (29 июля) получил два штрафа по 150 тыс. руб. за превышение допустимых габаритов.
«Считаю, что это узаконенный грабеж и беспредел. Система не учитывает даже малейшие погрешности. Нужно же учитывать, что от порывов ветра тент может вздыматься. Первый штраф я получил за превышение ширины всего на 3 мм, а высоты — на 3 см. Второе постановление — за превышение высоты на 7,3 см. Кроме того, я заметил, что в постановлении о нарушении указали, что код региона моего автомобиля — 777. Хотя на самом деле он 774. Налицо грубая ошибка. О какой миллиметровой точности камер и датчиков можно говорить, когда они номер правильно распознать не могут,— рассказывает Владимир Кравченко.— Думаю, система весогабаритного контроля настроена неправильно, я проезжал Новосибирск, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, но нигде штрафов за такое нарушение не получал. Шокирован таким штрафом, он просто необоснован. Планирую обжаловать нарушение».
На высокие штрафы с автоматических комплексов весогабаритного контроля также указали подписчики сообщества «А.Л. Текслер, помоги!» во «ВКонтакте».
«Перевозчики из Миасса получили уже 13 штрафов по 150 тыс. руб. на физическое лицо. Это просто крах и разорение. Машины все стандартные. Ездим по всем областям и везде проходим рамки без нарушений. А тут превышение даже в 1 мм фиксируется как нарушение. Осуществите проверку этих рамок»,— пишет Евгений Копытов.
В пресс-службе министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области сообщают, что система весогабаритного контроля работает без дефектов. «Система прошла поверку, она сертифицирована. С начала ее работы зарегистрировано порядка 49 тыс. нарушений. С 10 по 20 сентября Росстандарт проводит ежегодную плановую поверку оборудования, установленного на региональных дорогах Челябинской области»,— информируют в миндортрансе.
Как сообщал “Ъ-Южный Урал”, реализацией проекта автоматического весового и габаритного контроля занималась компания «Ростелеком» совместно с областным казенным учреждением «Челябинскавтодор» в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Автоюрист Лев Воропаев считает, что отменить нарушение будет непросто, поскольку комплексы весогабаритного контроля проходят необходимую поверку и сертификацию в срок.
«Для отмены штрафа за превышение допустимых веса и габаритов необходимо доказать, что приборы в момент фиксации нарушения работали некорректно либо вовремя не прошли поверку. Но, насколько я знаю, за состоянием комплексов автоматической фиксации тщательно следят. Однако есть примеры, когда штрафы при выявлении нарушений в работе систем автоматической фиксации отменяли»,— комментирует Лев Воропаев.
Координатор Объединения перевозчиков России по Свердловской и Челябинской областям Максим Фокин отмечает, что такие случаи не единичные, и недочеты в работе комплексов весогабаритного контроля уже были выявлены в Волгоградской области. «К нам поступило обращение от одного из водителей, он получил штраф за превышение веса, будучи проездом в Челябинской области. Считаю, что перевозчикам в этой ситуации нужно активно действовать, поднимать общественный резонанс, добиваться отмены штрафов. Инцидент с некорректной работой комплексов весогабаритного контроля был зафиксирован в Волгоградской области. Тогда удалось отменить постановления, поскольку у приборов учета веса выявили нарушение сроков поверки»,— отмечает Максим Фокин.