Фавориты для ноября
Объявлены лоты Only Watch
По нечетным годам к традиционным ноябрьским часовым событиям в Женеве — Гран-при часового искусства и серии торгов главных аукционных домов — добавляется благотворительное мероприятие — аукцион Only Watch. Все собранные на нем средства направляются на поиск методов лечения редкого генетического заболевания — мышечной дистрофии Дюшенна, причем, как стало известно только что, в следующем году международная группа исследователей начнет клинические испытания разработанного наконец лекарства. А это значит, что почти 80 млн швейцарских франков совокупной выручки от восьми аукционов Only Watch — первый из них состоялся еще в 2005 году — были использованы с толком.
Комбинация благородных целей, светской составляющей — на торгах присутствует князь Монако Альбер II, под чьим личным патронажем организуется аукцион,— и значимости мероприятия для часовой индустрии и сообщества коллекционеров создала Only Watch блестящую репутацию. Принимающие участие марки выставляют на торги выпущенные в единственном экземпляре часы, поэтому любой лот по определению уникален. На Only Watch поставлен ряд индивидуальных ценовых рекордов для отдельных марок, а также ныне действующий абсолютный рекорд для любых когда-либо выпущенных часов. Он принадлежит Patek Philippe Grandmaster Chime Ref. 6300A-010, проданным на торгах 2019 года за астрономические 31 млн франков. И хотя опытные аукционисты считают, что благотворительный характер мероприятия способствует более высоким по сравнению с обычными показателям, ведь покупателями движет не только желание обладать уникальными предметами, но и благие намерения, значение Only Watch сложно переоценить.
Девятый аукцион пройдет 6 ноября, причем впервые — в комплексе Palexpo. Перенос мероприятия из зала пятизвездного отеля в громадный выставочный павильон говорит о предполагаемом наплыве гостей, желающих присутствовать на знаменательном событии. Торги безвозмездно, то есть без взимания аукционной комиссии, проведет дом Christie’s, и на них будут вынесены 55 уникальных экземпляров, собранные в 53 лота, предоставленные 54 часовыми марками. Небольшое расхождение в цифрах объясняется тем, что марки De Bethune и Voutilainen выставляют одни часы, созданные в партнерстве, а марки Chanel и Hermes — сеты, состоящие из двух экземпляров.
К каким релизам Only Watch-2021 приковано внимание часовых ценителей и просто любопытствующей публики, жаждущей новых рекордов? Начнем с традиционных звезд аукциона. Топовая позиция, вероятно, останется за Patek Philippe, хотя марка на сей раз представляет не вполне характерный лот. Впрочем, только для Only Watch, а не для женевской мануфактуры, которая имеет огромный опыт производства и карманных, и наручных, и настольных часов. Настольные Complicated Desk Clock Ref. 27001M-001 выполнены по мотивам оригинала, созданного в 1923 году для американского автопромышленника и большого ценителя «патеков» Джеймса Паккарда (оригинал ныне находится в музее Patek Philippe в Женеве). Механизм, отрегулированный с допуском точности хода плюс-минус 1 секунда в сутки, сопровождается набором усложнений — вечным календарем с дополнительным указателем номера текущей недели в году, индикаторами фаз Луны и запаса хода, который равняется 31 дню. Корпус сделан из стерлингового серебра с отделкой позолотой и американским орехом. Эстимейт составляет 400–500 тыс. франков. Разумеется, на торгах он будет существенно превышен, но повторения рекорда 2019 года ждать не стоит.
Реальную конкуренцию может составить прототип FFC Blue от мануфактуры F.P. Journe, которая по результатам двух последних аукционов стабильно занимает вторую после Patek Philippe ценовую позицию (в 2019 году — 1,8 млн франков). У него для этого есть все: диковинная система индикации часов различными комбинациями механических «пальцев» (часы на фото показывают 5:00); участие в проекте живого классика кинематографа Фрэнсиса Форда Копполы (FFC в названии часов — инициалы режиссера), который предложил идею и лично нарисовал эскиз с 12 вариантами; наконец, отсылка к автоматону «Механическая рука», придуманному французским врачом Амбруазом Паре в XVI веке. И это не считая автоматического механизма, сделанного по традиции F.P. Journe из чистого золота, и корпуса из тантала, применяемого Франсуа-Полем Журном во всех часах для Only Watch. Эстимейт составляет 300–400 тыс. франков, но будет неудивительно, если итоговая цена окажется значительно выше.
По неизвестным нам причинам марка Richard Mille не принимала участия в предыдущем Only Watch 2019 года, но до появления на аукционе 2017 года часов Франсуа-Поля Журна она в течение многих лет добивалась следующего за Patek Philippe результата. Рецепт успеха примерно следующий: берется одна из востребованных серийных моделей в мегадефицитном композитном корпусе, выдержанная, однако, в специальном для аукциона цветовом сочетании — и ожесточенная схватка за лот обеспечена. На сей раз Ришар Милль выставляет на торги прототип RM 67-02, созданный для пилота Scuderia Ferrari, молодого монегаска Шарля Леклера. Акцент сделан на сверхмалом весе двухстрелочника — по заявлению марки, самых легких автоматических часов в коллекции Richard Mille, вообще отличающейся легкостью. Точный вес прототипа не приводится, известно только, что серийные RM 67-02 весят 32 грамма. Бело-красная цветовая гамма отсылает к флагу родного для Леклера Монако. Эстимейт составляет 270–330 тыс. франков. Посмотрим, насколько триумфальным будет возращение Richard Mille на Only Watch.
В отсутствие Richard Mille третье место на прошлых торгах заняла мануфактура Audemars Piguet, продавшая за 1 млн франков скелетонированный турбийон Code 11.59 by Audemars Piguet из премьерной коллекции. Если два года назад марка соблазняла ценителей светлым будущим, то теперь — славным прошлым, и еще неизвестно, какая ставка вернее. Публике предлагается последний уникальный экземпляр Royal Oak «Jumbo» Extra-Thin, оснащенный калибром 2121 — производным от калибра Jaeger-LeCoultre 920. Для любителей Royal Oak прозвучит святотатством, но, судя по анонсу, Audemars Piguet планирует отправить на покой Ref. 15202 — классическую версию Royal Oak, наиболее близкую к оригиналу 1972 года авторства Джеральда Дженты. В следующем году коллекция отметит 50-летие, и с высокой долей вероятности будут представлены новые Jumbo с мануфактурным «от и до» механизмом. Последние Ref. 15202 окажутся желанной приманкой для коллекционеров, тем более что выставляемый на аукцион уникальный экземпляр имеет корпус — канонического, разумеется, диаметра 39 мм — и браслет не из стали, как у серийных часов, а из отпескоструенного титана с безелем и соединительными звеньями браслета из полированного сплава на основе палладия. Расположение и шрифт надпечаток на циферблате, украшенном классическим рельефным узором Petite Tapisserie, напротив, аналогичны таковым у часов серии 5402 A 1972 года выпуска. Эстимейт этой комбинации современных технологий и дизайна полувековой давности определен в 160–320 тыс. франков, но не вызывает сомнений, что он будет превышен.
На успех может рассчитывать и уже упомянутый совместный проект марок De Bethune и Voutilainen под названием King of Magic, его эстимейт — 200–250 тыс. франков. Это в хорошем смысле «двуличные» часы, показывающие одно время, но по-разному: на «половине» Кари Вутилайнена — более или менее классически, на «половине» идеолога De Bethune Дени Флажоле — авангардно. Титановый корпус диаметром 43 мм снабжен шарнирами, расположенными внутри рамки с ушками ремешка и дающими возможность повернуть на внешнюю сторону любой из двух циферблатов.
Марка Rolex не принимает участия в Only Watch, но группу представляет ее вторая марка — Tudor. Два года назад, несмотря на весьма скромную предварительную оценку, Tudor Black Bay Ceramic One были проданы за сумму, в 70 раз превышающую верхнюю границу эстимейта,— за внушительные 350 тыс. франков. В нынешнем году Tudor коммерциализировала прототип, начав серийное производство его аналога под названием Black Bay Ceramic. Они, кстати, оказались первыми часами Tudor, сертифицированными по критериям METAS (и вообще первыми часами, сертифицированными METAS, не носящими марку Omega, которая ранее была единственным партнером Швейцарского института метрологии). На Only Watch-2021 Tudor попытает счастья с Black Bay GMT One, чей корпус выполнен из искусственно состаренной нержавеющей стали (эффект достигается на финишном этапе обработки, но ее технология держится в секрете). Вполне возможно, что, уже опробовав торги Only Watch для привлечения внимания к новинке, Tudor повторит опыт и через некоторое время поставит в серию и эти часы. А пока будем следить, как взлетит их цена. Их эстимейт — 4–8 тыс. франков.
Фирменным цветом девятого аукциона стал оранжевый — и довольно много участников подготовили часы с элементами этого цвета. Так поступила и марка Hublot, хотя ее Big Bang Tourbillon Only Watch привлекли наше внимание не этим. Оранжевый присутствует на безеле из тонированного сапфирового стекла и ремешке, но главная новинка спрятана, точнее, оставлена видимой сквозь прозрачный сапфировый корпус. Это абсолютно новый автоматический мануфактурный механизм с турбийоном и запасом хода в 72 часа, который обеспечивает микроротор системы автоподзавода, размещенный у отметки «12 часов» со стороны циферблата. Механизмов с микроротором у Hublot еще не было, так что выставленный на аукцион экземпляр — первый из оснащенных новым калибром HUB6035. Эстимейт составляет 160–180 тыс. франков.
Довольно неожиданный лот для мануфактуры с 230-летней историей выставляет Girard-Perregaux. Часы Casquette с цифровым LED-дисплеем выполнены по мотивам одноименной модели 1976 года, выпущенной в самый разгар «кварцевой революции». Корпус из «кованого» карбона создан известным лондонским тюнинговым ателье Bamford Watch Department, с которым с недавних пор сотрудничает мануфактура. Предварительная оценка в 10–20 тыс. франков оставляет широкое пространство для торга.
Получившая хорошую прессу прошлогодняя модель BR 01 Cyber Skull марки Bell & Ross трансформировалась в уникальный экземпляр BR 01 Cyber Skull Sapphire Only Watch. Прозрачный корпус размером 43,3 х 45 мм собран из трех блоков бесцветного сапфирового стекла, а «киберчереп» с подвижной челюстью — она приходит в движение в момент подзавода механизма — из шести блоков тонированного оранжевым сапфирового стекла. Эстимейт часов, оснащенных скелетонированным механизмом с ручным заводом, установлен в интервале 90–110 тыс. франков.
Нарядные корпуса из сапфирового стекла отлично подходят коллекционным, по сути, лотам Only Watch. Этот материал выбрала и мануфактура Zenith, выполнившая из бесцветного искусственного сапфира 46-миллиметровый корпус выставленных на торги Defy Double Tourbillon Felipe Pantone. Другими достоинствами лота, предварительно оцененного в 180–220 тыс. франков, стали 50-герцовый хронограф в сочетании с двойным турбийоном (само по себе уникальное сочетание усложнений) и предложенная художником Фелипе Пантоне радужная финишная отделка отдельных деталей специальным лаком и PVD-покрытием с частицами кремния.
Наконец, нельзя обойти вниманием единственного российского часовщика, работающего в сегменте haute horlogerie. Лот Константина Чайкина примет участие уже в третьем Only Watch, причем итоговые цены на его часы стабильно растут: в 2017 году циркониевый Joker был продан за 45 тыс., Joker Selfie в 2019-м — за 70 тыс. франков. На нынешний аукцион марка Konstantin Chaykin выставляет Martian Tourbillon cо скрытым турбийоном, расположенным на внутренней стороне механизма. Его каретка делает полный оборот за 1 марсианскую минуту (61,65 земной секунды). Часы построены на полностью мануфактурном калибре K.22-0, помещенном в корпус диаметром 40 мм из булатной стали. Предварительная оценка обнадеживает: 40–60 тыс. франков, так что стоит ждать нового личного рекорда российского мастера.