Торпедный залп Ulysse Nardin
Семерка Marine Torpilleur
Семь новых часов Ulysse Nardin, показанные на Geneva Watch Days, продолжают мануфактурную линию Marine Torpilleur, посвященную подвигам моряков Великой войны, как в Европе называют Первую мировую.
В сказочном замке Габриэле д’Аннунцио «Витториале» на озере Гарда стоит деревянная скорлупка — торпедный катер M.A.S., на котором поэт и воин участвовал в нападении на австро-венгерские корабли в Бакарском заливе. M.A.S. значит Motobarca Armata Svan — по названию верфи, которая вместо венецианских гондол стала строить «вооруженные моторные лодки». Ну а Габриэле д’Аннунцио счел это латинским девизом: Memento Audere Semper — «Помни, что смел».
Торпеда в истории морской войны — камень, вложенный в пращу Давида, чтобы убить Голиафа. Торпедные катера могли бороться с огромными линкорами, прежняя аксиома «у кого больше пушки, тот и прав», была опровергнута молодым офицером итальянского флота Луиджи Риццо, который потопил на своем маленьком катере сразу два гигантских австро-венгерских корабля: броненосец «Вена» и дредноут «Сент-Иштван».
На крошечных торпедных катерах все приборы состояли из лота и компаса, остальная техника была на руке или в кармане командира — это точные часы. Ulysse Nardin знаменит морскими хронографами, которые в XIX и XX веке выпускались для флотов нескольких десятков стран. В 1905 году Вашингтонская военно-морская обсерватория провела конкурс Precision Torpedo Boat Timepieces, чтобы получить часы для капитанов малого флота, такие же точные и надежные, как корабельные хронографы больших судов. Ulysse Nardin выиграл конкурс и стал официальным поставщиком ВМС США.
В 2017 году первой линией, которую запустил в производство новый глава Ulysse Nardin Патрик Прюньо, стали часы Marine Torpilleur, сделанные с настоящим чувством истории, но на основе самого современного мануфактурного механизма с новейшими кремниевыми узлами спуска. В новой серии сразу семь моделей. И между ними, как всегда в удачной часовой линии, не так-то легко сделать выбор.
Самый сложный среди них — это Tourbillon Grand Feu с мануфактурным механизмом UN-128 Constant с парящим турбийоном и системой спуска постоянной силы. Сам турбийон расположен на «6 часах», но чуть смещен от центральной оси, а его вращающаяся каретка чем-то напоминает вид сверху на корабельный мостик. Черный циферблат горячей эмали, выполненный мастерами принадлежащей Ulysse Nardin фабрики Donze Cadrans, дополняет художественную ценность этой модели, выпущенной ограниченным — всего 175 экземпляров — тиражом.
Ничуть не хуже выглядит и самый простой вариант из представленных — Marine Torpilleur Blue Enamel с часовой и минутной стрелками, маленькой секундной стрелкой на «6 часах» и указателем запаса хода на «12 часах». Синий циферблат также покрыт эмалью Grand Feu. Похожие часы Marine Torpilleur Panda представляют вариант так называемой расцветки «панда» — с белым циферблатом и синими окошками счетчиков. По функциям они ничем не отличаются, у них один и тот же калибр UN-118, сертифицированный COSC, оснащенный спусковым колесом и якорем Diamonsil, а также кремниевой пружиной баланса.
Усложнение другой модели Marine Torpilleur Moonphase — фазы Луны на синем и белом секундном циферблатах — напоминание о том, как важна была в открытом море астрономическая функция часов. Механизм UN-119 c модулем лунных фаз также сертифицирован COSC.
Очень удачна пара белых и синих моделей с годовым календарем и хронографом. Marine Torpilleur Annual Calendar Chronograph — самые крупные часы в серии, сочетанию механизмов понадобился корпус 44 мм против 42 мм в остальных моделях. Два дополнительных циферблата на «9 часах» и на «3 часах» имеют маленькую секундную стрелку и суммирующий счетчик на 30 минут. Кроме того, левый циферблат показывает месяцы: четные — полностью, нечетные — метками. В этих часах использован принцип мануфактурного годового календаря, который изобретатель и историк часового дела Людвиг Окшлин создал в 1996 году для обновленного Ulysse Nardin. Механизм немного изменен для упрощения регулировки. Эти Marine Torpilleur скорее для командира подводной лодки, чем торпедного катера. Они показывают время суток и день месяца на корабле, который иногда сутками не видит света солнца, а хронометр отсчитывает секунды, которые должна пройти торпеда до цели. Ведь только по звуку в нужный момент капитан поймет, поразила ли она вражеский корабль или прошла мимо.
В течение двух столетий морские хронометры Ulysse Nardin были эталоном точности. Они обеспечивали правильную навигацию, выход в нужный квадрат и начало операции в оговоренное время. Сейчас они едва ли пригодятся военным, но, несомненно, расскажут о замечательном прошлом швейцарской марки. На всех циферблатах, эмалевых Grand Feu или с покрытием PVD, на то есть надпись Chronometry since 1846 — скромное, но гордое напоминание о том, что в этом году Ulysse Nardin празднует 175 лет своих морских побед.