К новой форме быстро привыкают
Мартин Фрай, Urwerk
Дизайнер Мартин Фрай и часовщик Феликс Баумгартнер более 25 лет назад создали часовую компанию Urwerk, известную теперь и победами на Grand Prix d’Horlogerie de Geneve, и рекордами на аукционах. На Geneva Watch Days марка привезла UR-100 Electrum — новую версию коллекции «100». Это 25 часов, корпус которых выполнен из сплава золота и палладия.
— Серия «100» когда-то выглядела нарочито сложной. Почти четверть века спустя ясно, что это такой же механизм, как и другие.
— Это судьба всех механизмов, если они работают, не так важно даже, как они выглядят. Наш, правда, выглядит особенно необычно. Претензий к механике тут быть не может, спасибо Феликсу Баумгартнеру. Ну а я, как дизайнер, знаю, что к новой форме очень быстро привыкают. Когда был изобретен наш механизм, уже никто не вспомнит, много лет назад, в глубине веков.
— Поэтому ваш новый Electrum — почти погружение в античность?
— Я подумал, что неплохо было бы выпустить «праисторическую» версию наших UR-100, а то уж больно они современны. Мы сделали корпус из особого материала, который напоминает об античных временах. Греки использовали металл, который они называли «электрум». Они не знали, что это на самом деле сплав, и считали его отдельным металлом, чеканили из него монету. Это был сплав серебра и золота. Но если сейчас вы сплавите серебро и золото, вы рискуете испытать все прелести окисления серебра. Мы такого результата не хотели, поэтому использовали сплав с палладием, это ведь тоже белый металл, как и серебро.
— Вы сейчас экспериментируете с материалами — свои часы UR-105 вы сделали из тантала.
— Тантал тоже отсылает к древнему миру. Преступный царь Фригии — персонаж греческих мифов. А металл, названный его именем, имеет множество фантастических свойств. Он способен выдержать атаку сильнейшей кислотой, у него очень высокая температура плавления, но при этом он может быть достаточно пластичным. Тантал редок, его сложно найти, но он очень привлекателен. У него очень темный цвет, почти фиолетового оттенка, это, наверное, самый темный металл, с которым мне приходилось работать. Мне кажется, UR-105 такого металла достойны.
— Получилось прекрасное прощание с UR-105. Но почему вы решили на этом остановиться и больше не производить эту модель?
— Нельзя все сделать разом. Наш потолок — 150 часов в год. Если мы хотим создавать новые модели, нам приходится отказываться от существующих.
Несомненно, это немного грустно для всех, для нас — особенно. Ну что же, теперь «105» уйдут в историю.
— А если кто-то из ваших клиентов придет к вам и скажет, что очень хочет UR-105, вы пойдете на попятную?
— Прежде всего мы посоветуем поискать часы, которые уже на рынке. Некоторые UR-105 сейчас продаются из вторых рук, у нас самих есть сайт, который этому способствует. Конечно, иногда мы воскрешаем старые модели, но это происходит, только если мы разрабатываем какой-нибудь новый концепт для часов. Мне это кажется очень интересным, взгляните только, как удачно Bvlgari возродили часы Gerald Genta. Как знать, может, и со «105» мы сделаем следующий шаг через несколько лет. К примеру, выпустим новый вариант, как 210-й модели, которая стала теперь 220-й. Она имеет много общего со своими предшественниками, но на самом деле изменилась.
— Ваши UR-220 SL Asimov очень интересны для меня дизайном. Вы умеете изменять образ, практически не меняя содержание.
— Так в этом же и состоит моя работа. Новость UR-220 SL Asimov в том, что в них мы воспользовались другим материалом для корпуса. Это углепластик СТР — Carbon Thin Ply, исключительно прочный, но намного более легкий, чем сталь или платина. К тому же мы придумали настоящую «ночную иллюминацию» для циферблата, где три кубика-сателлита, показывающие часы суток, светятся в темноте, как и ретроградная шкала минут. Модель не зря названа в честь выдающегося фантаста Айзека Азимова. Я люблю его книги, так что новые UR-220 SL Asimov подчиняются всем «трем законам роботехники».
— Ваши часы Urwerk UR-102 «Gaia», сделанные для аукциона Only Watch, не выглядят такими сложными.
— Это первая модель, которую мы сделали почти 25 лет назад. Она основана на механизме ЕТА с добавлением нашего модуля, тогда у нас не было драгоценных материалов, корпус мы выполнили из алюминия. Но с тех пор Urwerk многого достиг, очень изменился. Недавно нас с Феликсом удостоили премии Gaiа, что, конечно, огромная честь. Поэтому заднюю крышку часов мы сделали новую, из платины, награвировав на ней символ премии. Но это все те же первые наши часы, взятые из нашего музея. У нас оставалась только одна модель такого типа, других в мире нет — отсюда и Only Watch.