Часы пропавшие вернулись
В Женеве на Geneva Watch Days
В этом году я добрался до Женевы, чтобы посетить единственный очный часовой салон, который все-таки состоялся: Geneva Watch Days.
Швейцарские часовщики в целом и женевские в частности обладают необыкновенной способностью к выживанию в самых суровых обстоятельствах. Примерно четыре века назад женевское часовое дело расцвело на волне иммиграции гугенотов, подаривших приютившей их нации перспективное ремесло. Среди нынешних беженцев, конечно, часовщиков маловато, а времена настали не чумные, но пандемические.
Нынешняя эпидемия разразилась всего полтора года назад. Но иной раз возникает ощущение, будто уже полжизни прошло при «короне», которая отменила все часовые мероприятия, включая главные выставки, женевскую и базельскую, и им сопутствующие.
Традиционная женевская выставка, сменившая название с SIHH на Watches & Wonders, смогла пройти этой весной только в онлайн-формате. Опыт признан удачным, но хорош он прежде всего для часовых брендов, которые получили мотивацию для работы в прежнем, доковидном режиме с обязательным выпуском новых коллекций, приуроченных к салонам.
Заодно бренды приобрели полезный опыт онлайн-коммуникаций с журналистами, ритейлерами, ценителями и коллекционерами. Правда, потеряли при этом широкую публику, которая вряд ли рукоплещет опыту знакомства с часами в сети. Живой формат необходим, это признают все — если не в качестве главного, то в качестве весьма весомого элемента любого часового события. Понять, нравятся ли тебе часы и как именно нравятся, можно, только взяв их в руки.
Похоже, из ведущих часовых брендов только компания Bvlgari осознала эту проблему настолько четко, что это привело к созданию инициативной группы, к поискам единомышленников и организации Geneva Watch Days. Они уже проводились в прошлом, 2020 году и тоже в конце августа — начале сентября. Но те первые «дни» были не то, что нынешние: для всех стран, кроме Европы, они состоялись преимущественно онлайн. Живое общение ввиду запрета въезда в Швейцарию стало возможным только для европейской прессы и ритейлеров.
В 2021 году Швейцария по-прежнему закрыта, однако организаторы Geneva Watch Days заручились на сей раз поддержкой правительства Женевского кантона. Не знаю, кто и как оказался способен вращать государственные зубчатые колеса Швейцарии, чтобы международные контакты возобновились,— в сложной часовой механике разобраться много проще. Женева хоть и не распахнула двери широко, но слегка приоткрыла на эти несколько дней — с 30 августа по 3 сентября. Приоткрыла ровно настолько, чтобы шоу состоялось.
Теперь уже ясно, что Geneva Watch Days имеет своим образцом не SIHH (нынешние Watches & Wonders) и не Baselworld, еще недавно наиболее значимые мероприятия индустрии. Истоки Geneva Watch Days — сопутствующие прежним огромным ярмаркам и салонам микроэкспозиции часовых брендов.
Например, та же Bvlgari (или ее соседи по группе LVMH Hublot и Zenith, обычно выставлявшиеся в Базеле) устраивалась и в Женеве, снимая для презентаций апартаменты и президент-люксы в отелях в дни проведения SIHH, когда город переполнялся околочасовой публикой. Неважно, могли ли эти бренды оплатить входной билет на участие в SIHH или по иным причинам предпочитали формат независимой микроэкспозиции, но они смогли договориться как между собой, так и с властями. Итог замечателен: именно в Женеве впервые в ковидную эпоху прошла «живая» выставка часов, на которую смогли приехать не только европейцы, но и некоторые граждане России, США, стран Ближнего Востока. Организаторы сообщили, что среди посетителей было примерно 350 представителей ритейла и свыше 300 журналистов.
Отцы-основатели «Женевских дней» — Breitling, Bvlgari, De Bethune, Gerald Genta, Girard-Perregaux, H. Moser & Cie, MB&F, Ulysse Nardin и Urwerk. Помимо них в выставке участвовали Arnold & Son, Bianchet, Charles Girardier, Czapek, Doxa, Ferdinand Berthoud, Frederique Constant Group, Greubel Forsey, Konstantin Chaykin, Louis Erard, Maurice Lacroix, Oris, Parmigiani Fleurier, Raketa, Reuge, а также аукционный дом Phillips — всего 25 игроков часового рынка.
Часы участников были показаны не только в бутиках и импровизированных шоу-румах отелей, но и в павильоне Rotonde du Mont-Blanc на набережной Женевского озера, что у отеля «Бо-Риваж». И точно так, как старые салоны были окружены сопутствующими микровыставками, в нынешней Женеве вокруг Geneva Watch Days этой осенью также закрутился целый рой спутников — мне, например, удалось увидеть новые часы Бернхарда Ледерера и бренда Bovet.
Среди брендов—учредителей нынешних Geneva Watch Days значится даже марка Gerald Genta. С 2000 года она принадлежала Bvlgari, да так принадлежала, что с 2010-го бренд как отдельная часовая марка прекратил существование, а коллекция была переведена в коллекцию Bvlgari, став ее частью. Год за годом предложение Gerald Genta сокращалось, чтобы примерно с 2013-го это имя вообще исчезло с циферблатов.
Тем не менее часть великолепного наследия Gerald Genta, а именно коллекция Octo, сохранилась и превосходно себя чувствует — правда, уже как одна из коллекций Bvlgari. Более того, Octo, по сути, столп мужской часовой коллекции бренда и обладатель как минимум семи мировых рекордов в ультратонкой категории.
По-видимому, высокая репутация Жеральда Женты и остающийся неизменным интерес публики к его наследию, подтолкнули Bvlgari к тому, чтобы вернуть на авансцену эту почти исчезнувшую марку. Начиная с 2019 года Bvlgari завела обычай раз в год выпускать спецмодель — переиздание каких-либо запомнившихся часов Женты. Переиздание этого года — эффектные и до сих пор слегка провокативные Arena Retro Mickey Mouse Disney с Микки-Маусом на циферблате. Это, пожалуй, наиболее заметные и обсуждаемые часы на выставке. И они нравятся всем, что немаловажно.
В коллекции Bvlgari также выделялись милитаристски-четкие Octo Roma WorldTimer с черненым стальным корпусом, черным ремешком и на черном фактурном каучуковом ремешке. Еще одна превосходная дизайнерская работа Фабрицио Буонамассы, креативного директора часового направления Bvlgari.
Очень хорошее впечатление произвели новые часы Streamliner Perpetual Calendar, первый спортивный вечный календарь бренда H. Moser & Cie. Его «Стримлайнеры» воспринимаются как достойная альтернатива «наутилусам» и «ройял оукам», a появление в линейке вечного календаря только поднимает репутацию этого дизайна. Да и самого бренда в целом.
Мне понравилось, что на нынешних Geneva Watch Days были сразу две российские марки. Наш знаменитый часовщик Константин Чайкин привез в Женеву своего «Минотавра» — часы Minotaur Special Chinese New Year 2021. Их особенность — первый в мире двухдисковый большой указатель дня недели с двумя окошками с сапфировыми линзами. Линзы без особого почтения к персонажу древнегреческих мифов были установлены в ноздри человека-быка. Наблюдать за переключением указателя было настоящим удовольствием, и, видимо, не только для меня: после нескольких дней эксплуатации в стрессовых для часов выставочных условиях нашелся ценитель часового искусства, который взял и выдернул заводной вал. Не волнуйтесь, Константин Чайкин все, разумеется, починил.
Петродворцовый часовой завод «Ракета» на выставке представлял Дэвид Хендерсон-Стюарт, его управляющий директор. Из привезенных им в Женеву моделей особенно интересна одна — «Подводник Леопард 24». Эти часы хорошо и правильно придуманы, но «погоду» в них делает необычная дизайнерская деталь — это скелетонизированная минутная стрелка, повернутая указателем к центру циферблата. Создатели модели подсмотрели эту деталь на циферблате указателя угла поворота кормовых горизонтальных рулей подводной лодки «Леопард K-328», в честь которой выпущены эти часы. Приятно отметить, что это новый дизайн, а не переиздание какой-либо «Ракеты» советских времен. Бренд должен смотреть не только назад, в свою историю, но и вперед, в будущее.