Опять двадцать пять
Главная новость осени — второй за два последних года реальный, очный, который можно было потрогать руками, часовой салон Geneva Watch Days. После переносов и отмен компания часовщиков решила собраться в Женеве на границе августа и сентября и объединила 25 марок. Не считая примазавшихся хитрецов, которые воспользовались урожайными днями и открыли свои выставки по всему городу.
Снова, как это уже было год назад, мы встретились с другой моделью часового события. Вместо старой системы иерархических салонов и ярмарок создатели Geneva Watch Days организовали нечто вроде клуба, где в девятке главных организаторов «большие», вроде Bvlgari, Breitling, Ulysse Nardin или Girard-Perregaux, не обижают «маленьких»: De Bethune, H. Moser & Cie., MB&F или Urwerk. Никто не меряется размерами монументальных павильонов и стендов, на всех одна палатка на набережной Монблан. Здесь и презентации устраивают, и часы показывают, и выпивают, и слушают музыку. Кстати, в этом году на часовой Монблан взошли и российские мастера. В салоне участвовали Константин Чайкин и создатели новой петродворцовой «Ракеты».
Видимо, Geneva Watch Days продолжит свою симпатичную деятельность и в 2022 году. Вопрос же сейчас в том, что будет происходить с большими салонами в следующем году, когда наконец-то, бог подаст, пройдут в очном режиме женевские Watches & Wonders (бывший SIHH) и возродившийся из пепла базельский Baselworld. А он снова в строю.
Удивительное событие, непредставимое, как снег в августе: в часовые дни сам Базель приехал в Женеву. Управляющий директор выставки Baselworld Мишель Лорис-Меликофф устроил маленькую выставку и большую сенсацию, заявив, что старейший часовой салон Швейцарии, прекративший свое существование в 2020-м на 103-м году жизни, вернется в прежних декорациях, но в полностью измененной форме.
Мы воспользовались этим, чтобы расспросить его подробнее. «Baselworld уникален именно сочетанием часового, ювелирного искусства и индустрии драгоценных камней,— сказал Лорис-Меликофф.— Кроме того, там появятся продавцы СРО — часов "из вторых рук". Наши дети, наши внуки смогут сказать через сто лет, что мы поступили правильно, когда возродили ярмарку».
Интересно посмотреть, как это будет весной 2022 года, тем более что на сей раз Watches & Wonders и Baselworld не стали координировать между собой время проведения. Оно практически совпадает. Гостям, байерам и журналистам придется либо сделать свой выбор, либо разорваться пополам и жить в поезде туда и обратно. Ясно, что период мирного сосуществования двух салонов прошел.
Новый год покажет еще, насколько их организаторы смогут поймать волну изменений. Слишком просто думать, что все меняется к худшему. В эпоху до коронавируса казалось, что эти старые машины исчерпали себя и должны измениться или умереть. На практике обнаружилось, что все их отчаянные попытки меняться оказались просто смешными — ввиду глобальных перемен-катастроф, на которые в эти годы не скупился мир. Я думаю, люди с восторгом встретили бы сейчас возвращение в старые добрые времена, без всяких новшеств. И никто бы больше не ворчал из-за избытка шампанского на женевском салоне и очередей за фирменной сарделькой на базельской ярмарке.
Но и в этом году новости не исчерпаны. В ноябре в Женеве должна в очередной раз состояться церемония часового «Оскара» — Grand Prix d’Horlogerie de Geneve. Организаторы только что объявили результаты первого тура голосования. Определились шестерки кандидатов в 14 номинациях. И надо сказать, через двадцать лет существования Большого приза он приблизился к «Оскару» и в том, что само попадание в число номинаций с гордостью комментируется марками и вовсю используется в рекламе. Можем сделать рекламу и тут: в числе номинантов раздела «календари и астрономия» — бронзовый «Минотавр» Константина Чайкина, с чем мы его и поздравляем.
Другая новость Большого приза — смена председателя жюри. На место блестящего швейцарца, часового эксперта, шоумена и знаменитого аукциониста Ореля Бакса пришел британский денди, франт, талантливый журналист и писатель Ник Фулкес. На моей памяти в первый раз председателем жюри швейцарского приза стал иностранец — ну что же, вот вам еще один шаг к интернационализации «Золотой стрелки».
О результатах Grand Prix d’Horlogerie de Geneve мы расскажем в следующем номере «Стиль. Часы». Из шести номинантов в каждой категории останется только один. Появится 14 — и даже 15, если считать «Золотую стрелку» — победителей. Тогда и узнаем, у кого круче закручен турбийон.
Не менее важное событие должно состояться накануне Geneva Watch Days. Речь идет о девятом благотворительном часовом аукционе Only Watch. Он проходит раз в два года и отправляет все собранные средства на борьбу против дистрофии Дюшенна, личного врага создателя Only Watch Люка Петтавино. Болезнь отобрала у него сына.
«Only Watch — одна из тех вещей, которые делают наш мир лучше. Он дает нам возможность объединиться и сделать что-то очень правильное. Признаюсь вам, что каждый раз спрашиваю себя: "Не станет ли этот аукцион последним? Есть ли у нас силы и средства продолжать начатое? Осталась ли в нас искра?" Без этого продолжать невозможно»,— говорил мне Люк Петтавино перед прошлым аукционом. В тот раз итогом торгов стали собранные 38,593 млн швейцарских франков — столько же, сколько за все семь прошедших до этого продаж. Посмотрим, что произойдет 6 ноября в Центре конгрессов женевского Palexpo. Правильный выбор места, поскольку на торгах 2019 года, которые Christie’s вели в женевском Hotel des Bergues, зрителям пришлось буквально висеть на люстрах.
Как бы ни подчеркивали организаторы, что все участники равны и любой результат пойдет на благое дело, Only Watch, по сути, превратился в важнейшее часовое соревнование. И если Grand Prix d’Horlogerie de Geneve давно сравнивают с американским «Оскаром», то Only Watch вполне можно счесть похожим на Венецианскую биеннале — главную в мире современного искусства, правда, в случае с аукционом — искусства часового.