Лизинг выкатили на рынок
Объем облигационных размещений отрасли идет на рекорд
Этот год может стать рекордным по объему размещений облигаций лизинговых компаний. На фоне восстановления рынка, прежде всего сегмента автолизинга, компании меняют структуру фондирования. Облигационное финансирование — более мягкое из-за отсутствия обременительных требований со стороны банков. Однако крупным частным компаниям размещаться мешает акцент институциональных инвесторов на государственные и квазигосударственные, а также кэптивные бумаги.
Объем размещения облигаций лизинговыми компаниями за восемь месяцев составил 147,6 млрд руб., это лишь на 9% меньше, чем за весь предыдущий год. Об этом свидетельствуют расчеты БК «Регион». За январь—август 24 компании разместили 27 выпусков. «Рекорд прошлого года, когда было размещено 28 выпусков 18 компаний на общую сумму 151,9 млрд руб., может быть обновлен в 2021 году»,— полагает главный аналитик долговых рынков брокерской компании Александр Ермак.
Прошлогодний объем размещения лизингодателей был рекордным с 2017 года, причем резкий рост активности наблюдался во втором полугодии (см. “Ъ” от 24 июля 2020 года). В итоге доля фондирования лизинговых компаний через банковские кредиты по итогам 2020 года сократилась до минимального значения за пять лет (см. “Ъ” от 30 марта).
Сейчас, по данным Rusbonds, на рынке обращается 147 выпусков облигаций лизинговых компаний. В этом году на рынок вышли с дебютными бондами «Альфа-лизинг» (входит в группу Альфа-банка) и компания «Дельта». Ряд компаний продолжил изменять структуру фондирования в пользу облигационного. Например, у «Европлана» на конец прошлого года 69% фондирования приходилось на банковские кредиты, а 31% — на облигации, на середину 2021 года доли составили 54% и 46% соответственно.
Тренд на частичное замещение банковского финансирования публичным долгом сохранится и в дальнейшем, отмечают в «Росагролизинге».
По оценке гендиректора «МСБ-Лизинг» Романа Трубачева, доля облигационного фондирования в пассивах любой лизинговой компании должна составлять не менее 40–50%, а «до этого значения еще очень далеко».
Другим фактором активизации компаний на рынке публичного долга стало бурное восстановление рынка, прежде всего в сегменте автолизинга (см. “Ъ” от 30 августа). Лизинговые компании сохраняют высокие темпы роста портфелей, поэтому спрос на их бумаги выше, чем в среднем по рынку, говорит заместитель директора инвестиционного департамента «ФК Открытие» Евгений Ананьев. В то же время в сегменте сохраняется высокой активность и госкомпаний, таких как ГТЛК и «Росагролизинг», отмечает Александр Ермак. «Планируем выпускать облигации по мере необходимости, когда будет потребность в финансировании конкретных сделок по поставкам техники»,— поясняют в ГТЛК.
Облигационное фондирование выгодно отсутствием избыточных требований, которые характерны для банковских кредитов.
«Мы можем получить более интересные условия по ставке, размещая бонды, чем в банковском кредитовании»,— говорит финдиректор «Балтийского лизинга» Мария Хохлова.
Но сохраняются и ограничения. Например, «проблемы концентрации инвестиций институциональных инвесторов на государственных или квазигосударственных ценных бумагах, а также "своих" эмитентах», поясняет гендиректор «Европлана» Александр Михайлов. Он также указывает на отсутствие рыночной секьюритизации лизинговых активов.
Для небольших компаний, нацеленных на сегмент высокодоходных облигаций (ВДО), проблемой остается «неэффективная работа биржи по допуску эмитентов на рынок», добавляет Роман Трубачев. Ужесточение требований к эмитентам облигаций, подтверждает аналитик портала Angry Bonds Николай Дадонов, охладило интерес многих компаний из сектора ВДО, в том числе и лизинговых, к выходу на рынок публичного долга.