Ремонт переходит границы
В Россию начали выходить новые DIY-сети
Ажиотажный спрос на товары для стройки и ремонта, в первую очередь в Москве, начал привлекать игроков из соседних стран. Так, первый гипермаркет площадью более 4 тыс. кв. м открыл белорусский оператор «7745 Все для стройки» и уже ищет локации для новых точек. Успешно выйти на российский DIY-рынок будет сложно из-за его консолидации и обострившейся конкуренции, а негативно на спросе в сегменте может сказаться динамика цен на стройматериалы.
Крупный белорусский продавец товаров для стройки и ремонта «7745 Все для стройки» вышел на российский рынок. Первый гипермаркет открылся в Москве на Симферопольском шоссе примерно в 10 км от МКАД на площади 4,2 тыс. кв. м, сообщили “Ъ” в Knight Frank (консультировала сделку). Ассортимент включает инструменты, товары для сада, стройматериалы, сантехнику, электрику и пр. По словам директора «7745 Все для стройки» Юрия Слижевского, в ближайшее время магазин начнет работать с доставкой по всей стране.
Руководитель отдела торговых помещений CBRE Марина Малахатько оценивает стоимость аренды в этой локации примерно 5 тыс. руб. за 1 кв. м в год.
Таким образом, годовые затраты «7745 Все для стройки» могут быть 21 млн руб. Владельцы «7745 Все для стройки» планируют дальнейшее развитие сети в России и уже ищут новые помещения.
Гендиректор Infoline Иван Федяков прогнозирует, что новому игроку потребуется еще несколько точек, чтобы закрепиться только в Москве.
По оценкам Infoline, российский рынок DIY в первой половине 2021 года с учетом продаж стройматериалов, товаров для дома и мебели вырос на 17,5%, примерно до 950 млрд руб. Иван Федяков объясняет такую динамику низкой базой прошлого года и ростом цен на саму продукцию. Кроме того, предложение расширяли уже работающие здесь игроки. По словам господина Федякова, за январь—июнь этого года DIY-сети ввели около 90 тыс. кв. м торговых площадей, большую часть обеспечила сеть Leroy Merlin.
В Московском регионе консультанты уже фиксировали ажиотажный спрос на товары для ремонта из-за строительного бума и роста числа сделок по покупке жилья. На этом фоне свои магазины в столице начали открывать DIY-сети из регионов РФ (см. “Ъ” от 22 января). «Особенно высокий интерес операторы проявляют к районам перспективной массовой застройки, где они будут обеспечены покупательским спросом на ближайшие десять лет»,— говорит директор департамента торговой недвижимости JLL Полина Жилкина.
Член совета директоров сети «Максидом» Мария Евневич отмечает, что зарубежные игроки на российский DIY-рынок в последние годы не выходили, а основным трендом был уход иностранных компаний и консолидация рынка.
Так, в 2020 году британская Castorama продала 18 гипермаркетов в России «Максидому». Директор по маркетингу и b2b-продажам «ВсеИнструменты.ру» Валентин Фахрутдинов говорит, что сегодня успешно выйти на российский рынок сложнее, чем пять лет назад, особенно на фоне его консолидации. По его словам, среди участников рынка также идет борьба бизнес-моделей: маркетплейсов, сетей, универсальных и нестандартных магазинов и пр. Кроме того, свои форматы в сегменте запускают крупные российские игроки: в этом году точки «Магнит Мастер» начал открывать «Магнит».
В Leroy Merlin говорят, что российский DIY-рынок развивается в «крайне сложных условиях». С одной стороны, продажи поддерживают отложенный спрос, возросшая привлекательность загородного жилья для круглогодичного проживания и сниженные ставки по ипотеке. С другой — негативными факторами выступают продолжительный рост цен на некоторые стройматериалы и дефицит в отдельных товарных группах, указывают в сети. По словам Марии Евневич, динамика рынка зависит от доходов населения: «А так как они в последнее время не растут, то и стремительных темпов увеличения рынка ожидать не стоит».