Вторая кольцевая дорога может стать платной
Власти рассматривают два варианта трассировки магистрали
Госкомпания «Автодор», курирующая проект создания второй Кольцевой автодороги Петербурга, предполагает платную основу проезда по трассе. Строительство КАД-2 может быть реализовано к 2024 году. Магистраль должна разгрузить восточную часть города на примыкании с Ленинградской областью. По мнению экспертов, плата за проезд будет ниже, чем на ЗСД.
«Автодор» рассматривает два варианта трассировки второй кольцевой дороги (КАД-2) вокруг Петербурга, сообщил вчера председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко. Сроки, по его словам, находятся в периметре госпланирования — к 2024 году. «У нас есть понимание двух вариантов, которые мы сейчас рассматриваем и, думаю, в ближайшее время вынесем на суд правительства. В поручении президента было сказано, чтобы использовались средства ФНБ. То есть на возвратной основе само уже привлечение этих средств подразумевает, что новая трасса будет использоваться на платной основе. Естественно, мы достаточно активно работаем, уже провели три таких рабочих встречи в Петербурге. У нас несколько вариантов есть трассировки»,— заявил господин Петушенко (цитата по «Интерфаксу»).
Он также отметил, что второе дорожное кольцо в буквальном смысле Петербургу не нужно. «Надо понимать совершенно четко, что второй кольцевой в понятии, как мы представляем кольцо, для Петербурга совершенно точно не нужно, поскольку, во-первых, есть Маркизова Лужа — Финский залив (по которой проходит ЗСД.— “Ъ”). Поэтому мы видим, что это будет типа хорды в восточную часть города, где достаточно активно идет жилищное строительство и развитие промышленности»,— добавил он.
Идея строительства второй кольцевой дороги не нова, она обсуждалась с начала 2000-х годов. О необходимости строительства второй кольцевой дороги по аналогии с подмосковной ЦКАД президент РФ Владимир Путин заявил в конце июля в ходе совещания по вопросам развития Санкт-Петербургского транспортного узла (см. “Ъ” от 27.07.2021). 336-километровый ЦКАД строился с 2014 года, трасса разделена на пять участков. Большая часть трассы построена с нуля, пятый пусковой комплекс на западе Подмосковья частично совпадает с «малой бетонкой» (А107) и является единственным бесплатным участком. В строительстве по схеме ГЧП участвуют компании «Автобан», Crocus, АРКС. Объем финансирования ЦКАД составляет 341,2 млрд рублей.
В Петербурге речь также идет о «бетонке», пояснял ранее губернатор города Александр Беглов. Северное (трасса А120) и Южное полукольца — это военные дороги, построенные в 1970-х годах вокруг Ленинграда и изначально закрытые для проезда гражданского транспорта. Они представляют собой разорванное Финским заливом и Невой кольцо, проходящее примерно на расстоянии 50 км от Петербурга. В «Автодоре» не комментируют детали предполагаемых трассировок.
В региональных правительствах отмечают, что к 2030 году наиболее востребованным будет строительство восточного полукольца КАД-2, остальные участки могут быть введены к 2035 году. «Через несколько лет КАД подойдет к пределу своей пропускной способности. Петербург крайне заинтересован в том, чтобы к этому моменту у КАД появился дублер, способный взять на себя значительную часть трафика»,— сообщали в Смольном.
По оценкам начальника управления транспортного планирования АО «Институт "Стройпроект"» Виктории Калининой, строительство второго кольца разгрузит основной ход КАД в среднем на 15%, на ряде съездов и транспортных развязках эффект будет значительно больше.
Стоимость строительство КАД-2 может достигнуть 400 млрд рублей, полагали эксперты. Конкретные инвестиции в ответственные госорганы и компании пока не называют. По словам управляющего партнера экспертной группы Veta Ильи Жарского, цена проезда во многом будет зависеть от регионального или федерального статуса трассы: к ним применяются соответствующие коэффициенты. Так, в региональном сценарии предельное значение максимального размера платы за проезд варьируется от 9 до 41 рубля за километр пути (тарифы актуальны для 2021 года, индексация происходит ежегодно). Проезд по километру пути платной автомобильной дороги общего пользования федерального значения для легкового автомобиля стоит 12 рублей, для трехосевого грузовика — 38,5 рубля, а в случае с платным участком автомобильных дорог общего пользования федерального значения, являющимся отдельным искусственным дорожным сооружением,— 84 и 269 рублей соответственно.
За последний год цены на стройматериалы выросли более чем на 40%, также есть определенная сложность с рабочими кадрами, поэтому стоимость строительства километра дороги будущей хорды может быть на 20 или даже на 40% выше, чем это было несколько лет назад, считает главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. Стоимость проезда по новой трассе будет рассчитываться исходя из определенных участков и их километража, вероятнее всего, за основу для расчетов будет браться не только оценка затрат на стройку и содержание трассы, но и стоимость проезда на аналогичных платных трассах в регионе, добавляет он. Эксперты, опрошенные “Ъ”, полагают, что цена проезда по КАД-2 будет выше, чем на некоторых участках трассы М11 между Москвой и Петербургом, но ниже, чем на ЗСД.