Россия провела двухнедельную комбинацию
Мандат Миссии ООН по поддержке Ливии продлен, но совсем ненадолго
Ситуация в Ливии вновь стала предметом разногласий внутри Совбеза ООН. Как стало известно “Ъ”, проблемой при обсуждении продлеваемого ежегодно мандата Миссии ООН по поддержке Ливии (МООНПЛ) стали претензии Москвы к предложенному Великобританией проекту резолюции. В итоге в среду, после долгих дискуссий, мандат все-таки удалось продлить — но пока всего лишь на две недели. На фоне разногласий в Совбезе между ведущими мировыми державами ливийские политики развернули масштабную дипломатическую активность: они активно налаживают связи с влиятельными внешними игроками в надежде на их поддержку во внутриполитической борьбе.
В результате дипломатических баталий Совет Безопасности ООН продлил в среду мандат Миссии ООН по поддержке Ливии (МООНПЛ), правда, всего на две недели — до 30 сентября. Если бы стороны не пришли к компромиссу, мандат миссии истек бы в ночь на четверг. По данным “Ъ”, проблемой при обсуждении инициативы стали претензии Москвы к предложенному Великобританией проекту резолюции.
«Настроены на продолжение поиска взаимоприемлемых развязок по остающимся нерешенным вопросам будущего функционирования миссии. Принятая резолюция нацелена на то, чтобы предоставить возможность всем сторонам прийти к "общему знаменателю" относительно работы МООНПЛ на предстоящем непростом этапе политпроцесса в Ливии»,— заявил первый заместитель постпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский. По его словам, все усилия международных посредников должны быть направлены на помощь ливийцам в проведении запланированных на 24 декабря парламентских и президентских выборов.
Аналитический ресурс Security Council Report (SCR), позиционирующий себя как независимый источник по работе Совбеза ООН, отмечает, что дискуссия вокруг британского проекта резолюции велась с начала сентября. Первоначально голосование было запланировано на вторник, но в итоге его отложили, так как «по крайней мере один член Совбеза попросил дополнительное время для обсуждения текста». По информации SCR, в британском проекте было много спорных вопросов, в том числе они касались соблюдения прав человека в Ливии, структурных изменений в работе МООНПЛ, а главное — вывода всех иностранных сил и наемников из Ливии.
В частности, шла речь о том, что миссия усилит координацию с международными игроками по этой теме. Утверждается, что Китай и Россия выступили против такой формулировки и она была удалена, но другие вопросы остались.
«Китай и Россия, по-видимому, утверждали, что МООНПЛ должна сосредоточить внимание на политических событиях на решающем этапе ливийского мирного процесса»,— утверждает SCR.
Судя по высказыванию Дмитрия Полянского, так и есть. Москва в принципе считает, что ситуация в Ливии очень нестабильна, и любые резкие шаги могут привести к краху усилий международного сообщества по политическому урегулированию в этой стране. В России хотели бы верить в успех декабрьских выборов, но предыдущий ливийский опыт оставляет сомнения, тем более что сами ливийские политики за три месяца до выборов не демонстрируют готовность к взаимодействию, когда дело доходит до практических шагов, а не заявлений. Что касается присутствия иностранных сил в Ливии, то в Москве не без оснований считают это хотя бы какой-то гарантией стабильности.
«Именно благодаря тому, что "на земле" оказался соблюденным баланс военных усилий, включая усилия самих сторон и тех, кто им помогал, удалось прийти к договоренности о прекращении огня, которая уже больше года держится»,— заявил месяц назад на переговорах с ливийской коллегой Наджлой Мангуш в Москве глава МИД РФ Сергей Лавров. Он отметил, что вывод этих сил «обязательно должен состояться», но делать это нужно поэтапно и синхронно.
На протяжении последних шести лет в Ливии царило двоевластие. В Триполи располагалось признанное международным сообществом Правительство национального согласия (ПНС), а столь же легитимная Палата представителей заседала на востоке, контролируемом Ливийской национальной армией (ЛНА) под командованием фельдмаршала Халифы Хафтара. В конце 2019 года Триполи подписал соглашение с Анкарой о военном сотрудничестве. На западе Ливии были размещены турецкие военные, а также отряды наемников из лояльных Турции сирийских группировок. С их помощью ПНС смогло отбросить от Триполи силы ЛНА обратно на восток. По разным данным, на стороне ЛНА выступали наемники из Чада, Судана, той же Сирии (но уже из числа пророссийских сил) и «ЧВК Вагнера». Военную помощь ЛНА также оказывали Египет и ОАЭ. Периодически в СМИ появлялась информация и об участии в боевых действиях в Ливии регулярных подразделений ВС РФ, что в Москве никогда не подтверждали, как и присутствие «вагнеровцев». Согласно заключенной в октябре договоренности о постоянном прекращении огня, иностранные силы должны были покинуть Ливию еще к 23 января. По данным ООН на начало июня, в Ливии оставалось около 20 тыс. иностранных военных и наемников. С тех пор особых подвижек в этом вопросе не наблюдалось.
На фоне дискуссий в ООН ливийские политики ищут поддержки международных игроков. На этой неделе в Каире побывал командующий фельдмаршал Хафтар и спикер Палаты представителей Агила Салех, представляющие интересы востока страны, туда же в среду отправился и глава Правительства национального единства (ПНЕ) Абдель Хамид Дбейба. Одновременно глава Президентского совета Мухаммед аль-Манфи встретился в Дохе с эмиром Катара Тамимом бен Хамадом Аль Тани. ПНЕ и новый Президентский совет приступили к работе только этой весной. Их задачей было объединение политических, финансовых и военных институтов Ливии после царившего в этой стране на протяжении более шести лет двоевластия, однако пока успеха ливийские политики не достигли. Правительство и Президентский совет делят полномочия, Палата представителей не одобряет предлагаемый ПНЕ бюджет. И соответственно, на встречах за рубежом каждая сторона отстаивает свою точку зрения.
Особую активность на ливийском поле в последнее время проявляют США. В среду Триполи посетила очередная американская делегация. В переговорах с ливийскими политиками участвовали советник Госдепартамента Дерек Шолле и спецпосланник США по Ливии Ричард Норланд, одновременно занимающий пост посла в этой стране. В мае господин Норланд сопровождал в поездке в Триполи и. о. помощника госсекретаря США по делам Ближнего Востока Джоуи Худа. Как отметили тогда в Госдепартаменте, это был самый высокий уровень американской дипломатической делегации в Ливии с 2014 года. В июле посол Норланд вновь вернулся в Триполи, в августе состоялась встреча посла в Каире с Халифой Хафтаром, а неделю назад в Тунисе — с господином Дбейбой. С ливийским премьером Ричард Норланд расстался ненадолго. Он его вновь увидел в среду вместе с Дереком Шолле. В ходе последней поездки в Триполи также состоялись встречи с двумя ливийскими вице-президентами и главой избирательной комиссии. Американские дипломаты подчеркнули свою поддержку работе ливийского правительства «по политической и экономической стабилизации» и подготовке к парламентским и президентским выборам, намеченным на 24 декабря.
Такая активность Госдепартамента на ливийском направлении не осталась незамеченной в Москве. Осведомленный о позиции МИД РФ Telegram-канал «Дипломатический источник» отмечал в начале сентября, что «американцы серьезно "закусили удила" в ливийских делах» накануне декабрьских выборов. Особо Москву заинтересовала встреча посла Норланда с Халифой Хафтаром. «О чем говорили — неясно, но до встречи американец дал интервью "Аль-Джазире", в котором намекнул, что в Хафтаре Вашингтон готов видеть главу ливийской армии ("маршал может способствовать объединению ливийской армии"). Возникает немой вопрос. А кого же тогда американцы готовы видеть в качестве главы очередного разрушенного ими государства?» — написал «Дипломатический источник».
На этом фоне обращает на себя внимание, что Халифа Хафтар нанял лоббистов в Вашингтоне для продвижения своих интересов в администрации президента США Джо Байдена и Конгрессе и готов им заплатить $960 тыс. Аванс в размере $40 тыс. уже внесен.
Напомним, что все последние годы Халифу Хафтара в западных СМИ называли ставленником Москвы. Отношения действительно были близкими, но в России не забывали о старых связях фельдмаршала с ЦРУ и старались по мере возможности развивать контакты со всеми влиятельными политическими игроками в Ливии. Правда, о визитах в Триполи российского временного поверенного Джамшеда Болтаева нигде не упоминается. Москва лишь обещает в скором времени возобновить работу посольства РФ в ливийской столице и генконсульства на востоке Ливии в Бенгази. Правда, ливийские политики — частые гости в Москве, и на отсутствие контактов никто не жалуется.