ЦБ ограничит криптоэмоции
Регулятор собирается затруднить операции с виртуальными валютами
Банк России обсуждает с банковским сообществом способы замедления переводов в пользу обменников криптовалют и криптобирж. Это делается, чтобы оградить граждан от «эмоциональных покупок криптовалюты», по определению первого зампреда ЦБ Сергея Швецова. Однако участники финансового рынка отмечают, что покупка, продажа и владение криптовалютой в России абсолютно законны и противодействие таким операциям может привести к судебным искам к банкам, а отделить эмоциональные покупки от осознанных представляется затруднительным.
Первый зампред Банка России Сергей Швецов в ходе панельной дискуссии Международного банковского форума, организованного Ассоциацией банков России, в среду сообщил, что регулятор видит высокие риски в развитии рынка криптовалют. «Мы проводим работу с банковской системой, чтобы она тормозила платежи в пользу обменных пунктов и криптобирж, огораживая возможности для эмоциональных покупок такого рода продуктов»,— заявил он. При этом Сергей Швецов назвал рынок криптовалют «высокотехнологичной пирамидой», которая может развалиться. Однако возможности регулятора ограниченны, и он может только объяснять, «что это высокорискованная история, что она никак не защищается с точки зрения регулятора, что само хранение подвержено куче рисков», отметил первый зампред ЦБ.
Поэтому сейчас обсуждается внесение законодательных изменений, чтобы более четко запретить использование криптовалюты, указал господин Швецов.
Впрочем, эксперты указывают, что Банк России еще несколько лет назад выпустил информационное письмо, в котором разъяснил банкам, что операции, связанные с криптовалютой, нежелательны и его никто не отменял. Другое дело, говорит глава Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов, что для покупки криптовалюты человек перечисляет деньги юридическому лицу обычным платежом или переводом в рублях. «Банк должен проверить это юрлицо на общих основаниях, но сходу может быть сложно определить, что это именно криптообменник. Наверное, теперь будут ужесточать требования к таким проверкам»,— полагает он. Кроме того, по его словам, обменники криптовалюты нередко используют так называемые дропы — когда деньги отправляются физлицу, а оно переводит из своего кошелька криптовалюту, и в борьбе с этой схемой могут помочь недавно объявленные ЦБ меры, направленные против онлайн-казино.
Однако, согласно действующему законодательству, не запрещено покупать, продавать и владеть криптовалютой, нельзя только расплачиваться ей, отмечают участники финансового рынка. И в случае остановки банком операции по приобретению криптовалюты возникают вопросы к законности такого действия, и не исключены судебные иски со стороны клиента. Сооснователь сервиса для законной работы с цифровыми активами Bitnalog Андрей Тугарин отмечает: для того чтобы заблокировать операцию по покупке цифровой валюты, нужно обоснование как минимум того, что такая покупка нарушает действующее законодательство РФ. Кроме того, «пока не дается разъяснений, как сделки по покупке будут разделяться на эмоциональные или неэмоциональные», указывает он, так же, как нет и «законного механизма блокировать добросовестную операцию по покупке цифровой валюты».
Все это оставляет криптовалюты в серой зоне.
Как указывает ведущий стратег EXANTE Янис Кивкулис, «к ним применяют те определения, которые удобно — в какой-то момент оценивают как активы, которые можно посчитать, а в какой-то момент — как денежный суррогат, не имеющий законного хождения».
И, создавая подобные неудобства, власти небезосновательно рассчитывают, что большая часть покупателей криптовалют «отвалится», считает он. «Однако в момент, когда создается запрет, появляются способы его обойти: как вариант появится больше способов пополнения счета — может быть, через прокладки, может быть, другими способами»,— говорит он. А CEO Bitnalog Дмитрий Мачихин добавляет: ЦБ совершенно осознанно может добиться того, что «бюджет страны не получит налоги от торговли криптоактивами, а трейдеры найдут для себя иные гавани».