Автокредиты выезжают на вторичке
Половина заявок приходится на покупку подержанных автомобилей
В августе впервые половина заявок на автокредиты в России пришлась на покупку подержанных автомобилей. Доля сегмента уверенно растет с начала года на фоне увеличения цен на новые машины и сохраняющегося дефицита. Клиенты пока готовы переплачивать за обслуживание кредита на подержанные автомобили. Но в конце года участники рынка уже не ожидают традиционно высоких объемов ни в сегменте новых, ни в сегменте подержанных машин.
В августе 2021 года было подано 399,5 тыс. кредитных заявок на покупку подержанных (б/у) автомобилей. Это 49,8% от общего числа заявок на автокредиты, следует из данных Национального бюро кредитных историй (НБКИ). Такого высокого показателя сегмент кредитования подержанных автомобилей достиг впервые. Для сравнения, в августе прошлого года доля кредитных заявок на б/у автомобили составляла 27,8%, в январе текущего года — 33,8%, приводят данные в НБКИ. Уверенный рост доли этого сегмента наблюдается с начала 2021 года.
Тенденция объясняется ростом цен на новые автомобили и их дефицитом на рынке, поясняет директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. И она сохранится до тех пор, пока не будет покрыт дефицит чипов в автопроме, подчеркивает начальник управления организации продаж автокредитов ВТБ Владимир Высоцкий (см. “Ъ” от 6 мая). «Многое будет зависеть и от ситуации с реальными доходами граждан и перспективами возобновления госпрограмм льготного автокредитования»,— добавляет господин Волков. Пока темпы роста цен на рынке (как новых, так и подержанных авто) значительно превосходят динамику реальных доходов населения, указывает заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР Егор Лопатин.
По данным «Infoline-Аналитики», за первое полугодие 2021 года объем рынка подержанных автомобилей в России составил 2,8 млн штук, что в 3,35 раза больше, чем рынок новых автомобилей.
В денежном выражении сегмент б/у достиг 2 трлн руб., превысив рынок новых автомобилей примерно на 20%. «В августе 2021 года на рынке новых легковых и легких коммерческих автомобилей было реализовано 119,2 тыс. шт., что на 18% ниже аналогичного периода 2020 года. И автопроизводители открыто заявляют о нехватке комплектующих для сборки»,— отмечает начальник управления продуктовой политики департамента розничного автокредитования «Росбанк Авто» Алексей Бессонов.
Банки подтверждают рост числа заявок на подержанные автомобили, даже несмотря на то что цены на них также растут, а полная стоимость кредита (процентная ставка с учетом комиссионных сборов) на автомобиль с пробегом даже выше, чем на новый. К примеру, в Экспобанке доля автокредитования машин с пробегом выросла на 9 п. п., до 65%.
Пока средняя сумма кредита на автомобиль с пробегом ниже примерно на 25–30%, чем на новый автомобиль, приводят данные в Росбанке. Однако из-за дефицита цена на б/у автомобили уверенно растет.
Например, в сентябре 2020 года средний размер кредита на них составлял 560 тыс. руб., в сентябре этого года — 670 тыс. руб., сообщают в «Тинькофф». При этом полная стоимость кредита на автомобиль с пробегом примерно на 4 п. п. выше, чем на новый, указывает Алексей Бессонов. Впрочем, ставки по кредитам в сегменте автомобилей с пробегом в последние годы значительно скорректированы. Как отмечает председатель правления РГС-банка Алексей Токарев, «еще пару лет назад ставки в этом сегменте превышали ставки в сегменте новых авто в 1,5 раза».
Сейчас автокредитование находится на пике, однако конец года может быть трудным для сегмента, предостерегают его участники. «Пока о выпадающих объемах речь не идет. Но традиционно высоких результатов в конце года вряд ли можно ожидать»,— поясняет господин Токарев. На рынок, по его мнению, продолжит оказывать давление сохраняющийся дефицит новых автомобилей, а востребованные предложения среди автомобилей с пробегом продолжают сокращаться.