Технологии для здоровья
Как лидеры медицинской отрасли видят ее развитие
Как следует из глобального опроса лидеров здравоохранения, проведенного компанией Philips, большинство из тех, кто сегодня формирует повестку развития медицинской сферы, оптимистично оценивают перспективы этой отрасли. Как за рубежом, так и в России руководители медицинских учреждений готовы переходить на ценностно-ориентированную модель здравоохранения и намерены внедрять цифровые решения. Также среди заметных трендов отрасли они выделяют постепенное распространение оказания медицинской помощи за пределы больниц и клиник, а также популяризацию в медицине практик устойчивого развития.
Лидеры систем здравоохранения с оптимизмом смотрят в будущее, несмотря на пандемию COVID-19, и готовы внедрять инновации для развития медицинских услуг. Такой вывод можно сделать из ежегодного исследования «Индекс здоровья будущего», которое представила компания Philips. Для его создания эксперты опросили почти 3 тыс. респондентов в 14 странах мира, включая США, Китай и Россию. В числе респондентов исследования — руководители клиник, директора, главные врачи и заведующие отделениями медицинских учреждений, то есть люди, от которых зависит будущее здравоохранения.
Так, по данным отчета Philips, большинство лидеров в сфере здравоохранения уверены в способности как своей больницы или медицинского учреждения (88%), так и всей национальной системы здравоохранения (75%) предоставлять качественную медицинскую помощь в будущем. Абсолютное большинство (81%) также считают, что текущая политика и планы в области здравоохранения в их стране способствуют созданию надежной системы здравоохранения. Для России доли респондентов, которые разделяют эти три тезиса, также крайне высоки и составляют соответственно 80%, 79% и 70%.
Говоря о том, как же обеспечить повышение качества медицинской помощи в будущем, многие респонденты упоминают ценностно-ориентированную модель здравоохранения. Она направлена на оплату результатов лечения, а не объема оказанных медицинских услуг, стимулируя поставщиков повышать доступность медицинской помощи и улучшать ее результаты при одновременном снижении затрат. Так, в России четверть опрошенных планируют осуществить переход на принципы этой модели в будущем. Лидеры в сфере здравоохранения в России также стремятся улучшить качество обслуживания пациентов. Они чаще других представителей из стран, участвующих в исследовании, отвечали, что повышение удовлетворенности пациентов в настоящее время является одним из их главных приоритетов.
В свою очередь, как отмечает главный научный сотрудник ФГБУН «Международный томографический центр» Сибирского отделения РАН Андрей Тулупов, переход на ценностно-ориентированную модель оказания медицинских услуг неразрывно связан с внедрением в систему здравоохранения цифровых технологий. «Сейчас стала наиболее очевидна польза телемедицины. В нашем центре мы уже пользуемся ее преимуществами: после обследований пациентам на электронную почту приходят медицинское заключение и ссылка на архив DICOM-изображений. Наиболее перспективные технологии для нас — это решения для хранения данных, просмотра и анализа изображений, коммуникации с пациентом. Их внедрение невозможно без поддержки IT-компаний и создания соответствующей инфраструктуры на всех уровнях оказания медицинской помощи»,- говорит он.
Мнение о важности внедрения телемедицины разделяет большинство респондентов как в России, так и в мире — об этом сообщили соответственно 64% и 53% опрошенных. Большая доля расходов в этой сфере, как сообщили российские лидеры здравоохранения, приходится на проекты, где телемедицинская коммуникация происходит между врачами (45%). Напротив, инвестиции в решения для удаленного мониторинга пациентов делают только треть опрошенных (29%), что тем не менее выше, чем в среднем по миру (18%). Среди цифровых технологий, необходимых здравоохранению, опрошенные в ходе исследования Philips также упоминают искусственный интеллект. Так, до 26% лидеров здравоохранения в среднем по миру считают, что их больница или медицинское учреждение больше всего нуждаются в инвестициях в медицинские технологии прогнозирования. В России доля таковых составляет только 10%, однако абсолютное большинство отметили, что больше всего хотели бы инвестировать в ИИ в своих больницах или медицинских учреждениях через три года. При этом существенная часть инвестиций, которые уже сейчас направляются на ИИ-проекты, тратится на решения, которые позволяют оптимизировать операционную эффективность (12%) — в перспективе, по мнению российских респондентов, этот сегмент останется наиболее востребованным (48%). Схожая доля (11%) расходуется на проекты для интегрированной диагностики, однако в будущем интерес к ним будет меньше интереса к решениям для оптимизации операционной эффективности (38%). Еще 4% инвестиций направляется на проекты, где ИИ будет служить для поддержки клинических решений: их доля, как ожидается, также значительно вырастет в будущем (28%). Наконец, всего 1% средств сегодня тратится на технологии, которые используют ИИ для прогнозирования результата, однако доля расходов на них в будущем возрастет до 35%.
При внедрении цифровых технологий крайне важным становится стратегическое партнерство, и с этим тезисом согласны лидеры как мирового (41%), так и российского здравоохранения (39%). В то же время в РФ и в мире по-разному оценили, кто лучше всего подходит на такую роль. Если во всем мире лидеры здравоохранения одинаково рады увидеть своими партнерами и IT-компании (36%), и B2B-компании в сфере медицинских технологий (28%), и другие медицинские учреждения (29%), то в России предпочтение отдается именно профильным предприятиям (54%).
Как отмечает председатель совета директоров ГК «Эксперт», председатель Комитета Липецкой ТПП по предпринимательству в сфере здравоохранения Елена Латышева, приоритетно сотрудничество именно с IT-компаниями, специализирующимися на разработке систем поддержки принятия врачебных решений, программного обеспечения для обработки данных и телемедицинских технологий. «Мы считаем, что стратегические партнерства способны повышать качество технологической инфраструктуры»,— отмечает она.
Оценивая перспективы успешного перехода на использование цифровых технологий, опрошенные Philips специалисты назвали ряд главных рисков этого процесса. В их числе как в мире, так и в России — неопытность сотрудников в использовании новых технологий, а также финансовые или бюджетные ограничения. В то же время только четверть лидеров в сфере здравоохранения считают, что обучение персонала необходимо для внедрения цифровых технологий. При этом большинство молодых российских медицинских работников (65%) выразили желание пройти обучение новым технологиям, чтобы убедиться, что они могут использовать цифровые данные о пациентах наиболее эффективно. Это более высокий показатель, чем в среднем во всех странах, где проводился опрос.
Среди других трендов развития здравоохранения, которые оказались важны для опрошенных в ходе исследования, можно выделить распространение оказания медицинской помощи за пределы специализированных медицинских учреждений. В настоящее время, по оценкам лидеров в сфере российского здравоохранения, в среднем 19% рутинной медицинской помощи оказывается вне стен их больницы или поликлиники. Они ожидают, что через три года этот показатель вырастет до 23% , что будет соответствовать среднему показателю по странам, где проводился опрос. Еще одно направление для будущего развития, о котором респонденты говорят уже сегодня,- это внедрение практик устойчивого развития. Лидеры в сфере российского здравоохранения планируют радикальный сдвиг в своих приоритетах, и внедрение практик устойчивого развития в их больницах или медицинских учреждениях станет одной из их основных целей через три года — на 36% чаще, чем сегодня.
Как отмечает глава Philips в регионе Центральной и Восточной Европы, России и СНГ Максим Кузнецов, «Индекс здоровья будущего-2021» в целом демонстрирует, что, несмотря на вызовы, с которыми респонденты сталкиваются каждый день, они с оптимизмом смотрят в будущее и делают все, чтобы оказывать пациентам максимально качественную и эффективную помощь. «А мы в компании Philips рады быть надежным партнером систем здравоохранения и вносить свой вклад в их модернизацию»,— считает он.