Активный день календаря
Корреспонденты “Ъ” встретили на избирательных участках тех, кто предпочел не откладывать голосование на выходные
Корреспонденты “Ъ” отправились в пятницу на московские избирательные участки и убедились, что в первый же день выборов желание некоторых избирателей проголосовать оказалось настолько сильным, что они еще до полудня выстроились в очереди. Так, например, произошло на московских участках №185, где голосуют сотрудники МВД, и №9, к которому приписаны сотрудники Минобороны. Организаторы выборов объясняют, что люди в погонах просто «привыкли ходить строем» и в целом многие граждане предпочли проголосовать в пятницу, чтобы полностью освободить от дел выходные.
Хотя первый из трех дней голосования пришелся на рабочий день, на некоторых участках, как убедились корреспонденты “Ъ”, из желающих проголосовать образовались настоящие очереди. Например, военные и сотрудники МВД решили не просто проголосовать в первый же день, а сделать как можно раньше, еще до полудня.
Избирательный участок №185 находится в Российской государственной детской библиотеке, неподалеку от главного здания МВД России. Многие работающие там правоохранители предпочли открепиться от участков по месту жительства и проголосовать по месту работы. Причем основная масса таких избирателей прибыла на участок с самого утра. По словам главы участковой комиссии Екатерины Корнеевой, к 10:00 на участке уже проголосовали 246 человек, а к 11:45 — 398: «Это в основном МВД голосует». На глазах корреспондента “Ъ” в здание непрерывным потоком заходили все новые люди, из которых даже образовалась небольшая очередь в 5–6 человек. Все места у столов членов комиссии были заняты.
Проголосовав, избиратели стремились как можно быстрее покинуть участок и не горели желанием общаться с прессой. «Без комментариев»,— бросил на ходу молодой мужчина.
«Давайте мы не будем. Нам все понравилось, все хорошо»,— почти хором заявили корреспонденту “Ъ” две молодые женщины.
У входа на участок помимо полицейских в форме стояли и несколько людей в гражданской одежде. Среди них были две женщины, как будто кого-то ожидающие. Как только корреспондент “Ъ” попытался задать им вопрос, перед ним вырос крепко сбитый мужчина средних лет: «Здравствуйте, что вы делаете?» А бросив взгляд на показанные документы, строго предупредил: «Главное, чтобы вы не приставали».
Первый день выборов. Главное
Впрочем, были на участках и обычные избиратели. Так, бодрый седовласый мужчина по имени Виктор заявил “Ъ”, что он не имеет и никогда не имел отношения к МВД, а в пятницу голосует из-за своих спортивных увлечений: «У нас два дня подряд соревнования по биатлону: одна гонка, потом вторая. Нужно восстанавливаться, готовиться. Поэтому я решил совершить свое волеизъявление в удобную для меня пятницу». По словам председателя УИК, по прописке на участке зарегистрировано 1974 человека, 451 из них выбрал дистанционное электронное голосование (ДЭГ), 18 пожелали голосовать на другом участке, 32 выбрали надомное голосование. Прикреплены к участку были 1102 человека.
На участке №9, расположенном в школе №1231 по Большому Афанасьевскому переулку, очередь из желающих исполнить гражданский долг растянулась на 100 метров от входа.
«Голосовать?»— спрашивали вновь подходящие, как будто можно было предположить, что у собравшихся могла быть какая-то другая цель. Убедившись, дисциплинированно становились в шеренгу. На вопрос корреспондента “Ъ” о месте работы они настороженно отвечали: «Минобороны». Очередь тянулась до школьных ступенек и обрывалась у самой двери: из эпидемиологических соображений людей запускали в помещение порционно, и они ожидали снаружи, пропуская вперед семьи с маленькими детьми. При этом в толпе на улице ни о какой социальной дистанции говорить не приходилось, а надетые на лицо маски сползали тем ниже, чем ближе к заветной урне оказывались избиратели.
Внутри участка атмосфера была несколько нервной: там отстоявшие многочасовую очередь военные не были готовы тратить дополнительное время на любые заминки. «Заберите! — рыкнул молодой человек, всучив секретарю УИК заполненный бюллетень по одномандатному округу.— Его КОИБ не принимает!» Секретарь попыталась объяснить, что заменит бумагу и даст ему проголосовать заново, но военного эта перспектива не устроила, он решительно был настроен оставить судьбу своего голоса на усмотрение комиссии: «Заберите, я уже отстоял очередь!» В считанные секунды диалог перерос в скандал, в итоге ему пришлось выдать новый бюллетень.
Буквально следом крик подняла женщина, которой пришлось встать к другому столику, поскольку в списке избирателей была допущена ошибка в дате ее рождения. Бюллетени в КОИБ она запихивала с нескрываемым раздражением. «Я провела здесь три с половиной часа!» — сказала она корреспонденту “Ъ” и поспешила удалиться. Рядом в кабинках фотографировались избиратели: на глазах корреспондента “Ъ” селфи сделали три человека.
Председатель УИК №9 Артем Приходько ничего необычного в ажиотаже на участке не видит: ситуация возникает каждый раз, поскольку сотрудники Минобороны всегда приходят к 8 утра: «Люди военные».
Где именно они служат, ни один из избирателей корреспонденту “Ъ” так и не признался. «Тут в основном со Знаменки»,— сказал один из стоящих в очереди военных, заверив корреспондента “Ъ”, что его не заставляли открепляться для голосования. «Знаменка, 19 — по алфавиту!» — прокричала сотрудница комиссии, распределяя людей из очереди (по этому адресу находится Генштаб вооруженных сил, но там же и в соседних зданиях размещаются многочисленные структуры Минобороны, в частности Департамент жилищного обеспечения). Согласно данным УИК, в списки для голосования на участке включено 2,6 тыс. избирателей, и только 165 из них прикреплены по месту нахождения (откреплены — 1,3 тыс. человек). К 14 часам дня КОИБы приняли более 2,4 тыс. бюллетеней, то есть, исходя из двух бюллетеней на одного избирателя, явка здесь составила более 45%.
Кого выбираем, как голосуем, что нового в избирательной кампании
Совсем иная атмосфера царила на участке №7 в Центральном доме актера: ажиотажа там явно не наблюдалось. Из 2,2 тыс. избирателей, включенных в списки для голосования, прикрепленными здесь оказались 413 человек. «Примерно столько же открепилось, общее число осталось неизменным»,— пояснила корреспонденту “Ъ” председатель комиссии Ирина Нидерман. Большинство из открепившихся (415 избирателей) воспользовались ДЭГ, еще 18 решили голосовать в другом месте. По словам госпожи Нидерман, к 13:00 на участок пришло «около 100 человек», то есть порядка 5% (КОИБы на тот момент приняли чуть более 170 бюллетеней).
В присутствии корреспондента “Ъ” в помещение зашли несколько местных жителей, которые без эксцессов проставили галочки в оба бюллетеня. Наблюдатели особого интереса к происходящему не проявляли. «Трудно сравнить явку, все-таки это первое трехдневное голосование, а что было пять лет назад, уже не вспомнишь,— поделилась впечатлением одна из членов УИК.— В целом, как обычно».
К участку №49 в здании «Пушкинской школы №1500» приписано 1111 человек. К середине дня там было немноголюдно, но секретарь комиссии Вера Качалова рассказала “Ъ”, что основной поток желающих волеизъявиться уже схлынул. «Утром был наплыв. Вдруг раз — и толпа пришла. Потом уже после 12 вторая такая была»,— поделилась госпожа Качалова. По ее словам, к полудню на участке успели проголосовать 347 человек. Сама она работает в этой комиссии первый раз, но старожилы говорят, что народу больше, чем обычно. Пока госпожа Качалова разговаривала с корреспондентом “Ъ”, ее ждала женщина, заявившая, что она пришла из некой войсковой части, расположенной на улице Мясницкая.
«В основном были приписанные. Большинство брали только один бюллетень (на чужом участке можно голосовать только за партсписки.— “Ъ”). Тут же много организаций — рестораны, кафе, банки. Вот работодатели и отправляли своих сотрудников голосовать до 12:00»,— поделился один из очевидцев на условиях анонимности.
А уже покидая участок, корреспондент “Ъ” случайно услышал разговор двух мужчин на участке: «Говорят, мы вторые по явке.— А что с этого, премию дадут?»
У людей, причастных к организации московского голосования, проявления энтузиазма на отдельных участках удивления не вызвали: «Да, военные привыкли ходить строем. Но они всегда так ходят, причем семьями. Они ходили так, когда было однодневное голосование, они будут ходить так же, когда оно трехдневное. И проверяющие там будут всегда. Участок на Арбате мы знаем, это военное общежитие. Они всегда так голосуют»,— заявил “Ъ” руководитель общественного штаба по наблюдению за выборами в Москве Алексей Венедиктов. По его словам, даже в очередях голосующие были в маске, а значит, волеизъявление проходило «санитарно и безопасно».
Зампредседателя Центризбиркома Николай Булаев на вопрос “Ъ” о высокой утренней явке в рабочий день ответил встречным вопросом: «А почему вы пошли в пятницу? Работа. Вот у многих тоже работа. Они с утра зашли до работы, проголосовали, и суббота, воскресенье — выходные». Господин Булаев в середине дня пятницы заявил “Ъ”, что явка на участки в пятницу может быть охарактеризована как «штатная», хотя в некоторых регионах есть «эксклюзивные» примеры — до 30% избирателей в течение первого из трех дней.