«Сбер» приземляет e-commerce
Маркетплейс начал развивать собственные ПВЗ
Стремящийся в тройку лидеров в e-commerce к 2023 году «Сбер» начал открывать собственные пункты выдачи заказов (ПВЗ) для маркетплейса «СберМегаМаркет». До конца года в сеть должны войти 400 точек по всей стране. На данном этапе проект вряд ли существенно скажется на доходах «СберМегаМаркета», полагают эксперты, но позволит повысить узнаваемость бренда и наработать опыт к моменту, когда онлайн-ритейл начнет реальную борьбу за покупателей в офлайне.
«СберМегаМаркет» открыл в Москве первые собственные ПВЗ, рассказали “Ъ” в компании. Партнером выступает «Сберлогистика», а управлением сетью займется структура «СберМегаМаркет-Ритейл». До конца 2021 года планируется открыть около 400 точек по стране, в том числе 100 в Москве и Подмосковье. Прежде «СберМегаМаркет» выдавал заказы через отделения Сбербанка, «Почты России», Boxberry, постаматы PickPoint, 5Post и др. В «СберМегаМаркете» поясняют, что собственные ПВЗ нужны для предоставления «более широкого спектра услуг», примерки и частичного выкупа товаров.
«СберМегаМаркет» раньше работал под брендом goods.ru и входил в периметр группы «М.Видео—Эльдорадо». В начале 2021 года Сбербанк выкупил 85% площадки у группы и ее президента Александра Тынкована, которые сохранили миноритарные доли. Всего «Сбер» собирался вложить в «СберМегаМаркет» 30 млрд руб., а к 2023 году войти в тройку лидеров e-commerce. В 2020 году выручка управляющего площадкой ООО «Маркетплейс» выросла почти втрое, до 833,09 млн руб.
Герман Греф, глава «Сбера», в интервью РБК в апреле 2021 года
E-commerce, скорее всего, через пять лет станет самодостаточным уже
У крупнейших игроков рынка онлайн-торговли значительно более широкая сеть ПВЗ. У Wildberries — 7,8 тыс. точек по стране с учетом франшизы. Сеть Ozon насчитывает более 6 тыс. точек, 90% из них — партнерские. Активно строить сеть ПВЗ в этом году начал и «Яндекс.Маркет»: под этим брендом работают 5,4 тыс. точек, включая партнерские пункты. По оценкам гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, к 2025 году совокупное число ПВЗ по стране может достичь 100 тыс. точек.
В «СберМегаМаркете» не раскрывают инвестиции в открытие ПВЗ. По оценкам руководителя отдела исследований JLL Владислава Фадеева, в Москве ставка аренды для таких помещений может составлять 15–30 тыс. за 1 кв. м в год. Учитывая стандартную для рынка площадь ПВЗ в 40–50 кв. м, годовая аренда одной точки в столице может обойтись в сумму от 600 тыс. до 1,5 млн руб. «ПВЗ — наиболее востребованный формат, которым в том числе заполняют неликвидные либо высвободившиеся площади торгцентров, поэтому площади найти сегодня просто»,— говорит аналитик департамента торговой недвижимости Accent Capital Анастасия Костомахина. По словам замдиректора департамента стрит-ритейла Colliers Валерии Гвоздевой, к таким помещениям нет обязательного требования по расположению на первой линии или в лучших локациях.
Выход «СберМегаМаркета» в офлайн со своими ПВЗ — ожидаемый шаг для компании, который сыграет и на узнаваемость бренда, говорит Михаил Бурмистров. Хотя крупнейшие маркетплейсы уже существенно обходят «СберМегаМаркет» по количеству существующих ПВЗ, площадку пока нельзя назвать запоздавшим игроком, полагает эксперт, приводя в пример темпы, с которыми открываются ПВЗ «Яндекс.Маркета». Партнер Data Insight Борис Овчинников добавляет, что к моменту, когда между лидирующими маркетплейсами развернется реальная конкуренция в офлайне, у «СберМегаМаркета» уже будут налажены процессы. Но пока существенного влияния на доходы площадки сеть из 400 ПВЗ по стране точно не окажет, согласны эксперты.
В «СберМегаМаркете» говорят, что сегодня не рассматривают агентскую модель работы, то есть будут управлять ПВЗ самостоятельно. Как отмечает Михаил Бурмистров, такой подход удивляет, поскольку он куда более затратный, чем модель франшизы, и крупнейшие маркетплейсы фокусируются на расширении именно партнерских сетей. С другой стороны, признает он, нельзя сказать, что e-commerce-проекты Сбербанка стеснены в финансах.