Алжир с почестями простился с прошлым
Абдель-Азиза Бутефлику похоронили как героя, а не как президента
Алжир простился с экс-президентом страны Абдель-Азизом Бутефликой. Организация похорон поставила в двусмысленное положение нынешние власти, которые не знали, как проститься с героем войны за независимость, бывшим главой государства, который правил страной 20 лет, а потом был сметен волной народного гнева и был вынужден уйти в отставку. Тем не менее, как написали в день похорон местные журналисты, эпоха Абдель-Азиза Бутефлики со всеми ее плюсами и минусами была одним из важнейших этапов в истории независимого Алжира.
Прощание с героем
Экс-президент Алжира Абдель-Азиз Бутефлика скончался в пятницу вечером на 85-м году жизни. На следующий день, после весьма показательной паузы действующий президент Абдельмаджид Теббун объявил в стране трехдневный национальный траур и распорядился приспустить государственные флаги в честь бывшего главы государства и борца за независимость. Соболезнования в связи со смертью экс-президента выразили многие региональные лидеры, в том числе король Марокко Мухаммед VI, хотя дипломатические отношения между странами были разорваны в прошлом месяце.
Похороны Абдель-Азиза Бутефлики состоялись в воскресенье на площади Мучеников на кладбище Эль-Алия в столице. Там хоронят борцов за независимость Алжира. Хотя в ходе предвыборной кампании два года назад президент Теббун называл себя «жертвой режима Бутефлики», он лично присутствовал на похоронах. Были там и другие государственные чиновники, а также иностранные дипломаты. Укрытый национальным флагом гроб, погруженный на лафет советской гаубицы М-30, доставил на кладбище из дома экс-президента советский бронетранспортер БТР-80 в сопровождении почетного эскорта на мотоциклах. Однако до уровня президентских похорон прощание с Абдель-Азизом Бутефликой не дотянуло.
Обычно траур в честь бывшего главы государства длится в Алжире восемь дней. Предполагалось, что гроб с телом экс-президента будет размещен для прощания в Народном дворце, как всегда бывает в подобных случаях. По информации местных СМИ, во дворце начали подготовку к прощанию, но затем церемонию отменили.
Президент Теббун оказался перед трудноразрешимой задачей — как хоронить своего предшественника. С одной стороны, он правил страной 20 лет и был национальным героем, а с другой — был вынужден сложить с себя президентские полномочия в апреле 2019 года после многомесячных народных волнений.
Тогда гнев алжирцев вызвало решение Абдель-Азиза Бутефлики баллотироваться на пятый президентский срок, несмотря на то что он почти не появлялся на публике после перенесенного в 2013 году инсульта. Многие сомневались в его дееспособности.
Под давлением протестующих масс глава государства отказался от участия в выборах, и голосование перенесли. Но после того как президент и его окружение решили продолжить править страной до тех пор, пока не будет разработана новая конституция и не пройдут новые выборы, протесты вспыхнули с новой силой. В итоге Абдель-Азиз Бутефлика объявил об отставке. С тех пор президент не появлялся на публике. Его никто не преследовал, и он спокойно прожил последние годы. Большинство же людей из его окружения оказались на скамье подсудимых, включая родного брата и советника Саида, которого обвинили в коррупции и заговоре против государства. Последнее обвинение в итоге было снято, но судебные разбирательства по другим делам продолжаются до сих пор.
Из опасений новых протестов и неоднозначности ситуации алжирские СМИ весьма сдержанно отозвались о смерти экс-президента и скупо описывают церемонию прощания с ним. Практически все публикации сводятся к перепечатыванию биографии покойного. «Его правление со всеми его плюсами и минусами — один из важнейших этапов в истории независимого Алжира»,— подвел черту теме прощания с экс-президентом алжирский информационный портал «Эш-Шурук».
Взлеты и падения Абдель-Азиза Бутефлики
Абдель-Азиз Бутефлика родился 2 марта 1937 года в марокканском городе Уджде. Он окончил арабское медресе и французский лицей, где углубленно изучал философию. В 19 лет бросил учебу, нелегально перешел марокканско-алжирскую границу и вступил в ряды Армии национального освобождения — вооруженного крыла «Фронта национального освобождения» Алжира (ФНО), который вел борьбу с французскими колонизаторами. После окончания войны за независимость в 1962 году Абдель-Азиз Бутефлика становится представителем города Тлемсен в Учредительном собрании и одновременно министром молодежи, спорта и туризма. А спустя год он стал самым молодым главой МИДа в мире и возглавлял это ведомство на протяжении 14 лет. При нем Алжир становится лидером Движения неприсоединения.
Однако постепенно политик теряет свои позиции. В начале 1980-х его обвинили в финансовых махинациях. Он был исключен из членов ЦК ФНО и осужден, но позже амнистирован по решению президента Шадли Бенджедида. Бывший министр отправился в добровольное изгнание — до 1987 года.
Возвращение в политику состоялось в 1999 году, когда Абдель-Азиз Бутефлика решил баллотироваться на выборах президента. После победы он инициировал закон, гарантировавший амнистию большинству участников вооруженных группировок. Именно его имя связывают с выходом страны из гражданской войны, которая длилась с 1991 года до начала 2000-х. Пользуясь ростом цен на энергоносители, президент укрепил армию, инвестировал средства в развитие инфраструктуры. Однако с изменением экономической ситуации в мире менялись и возможности Алжира, росла безработица среди молодежи, разочарованность в коррумпированных политических элитах.
Президенту Бутефлике удалось сохранить стабильность в Алжире на фоне «арабской весны», охватившей многие страны региона, но, как оказалось, ненадолго.
«Бутефлика — трагическая фигура. Он начинал как один из самых ярких представителей национального движения. Его деятельность сыграла большую роль в формировании внешней политики не только Алжира, но и в целом стран третьего мира. Конец же был бесславным. Бесспорно одно — он последний лидер Алжира, вышедший из поколения борцов за независимость. Он также последний лидер уходящего XX века не только для своей страны, но и для всего североафриканского региона»,— сказал “Ъ” руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий Кузнецов. По его словам, президент Бутефлика фактически создал политическую систему Алжира, которая продолжает работать до сих пор, несмотря на смену власти. «Произошла частичная смена элит, но система осталась, да и поколение политиков, которые занимали высокие посты при Бутефлике, еще не ушло. Сегодня Алжир все еще переживает процесс медленной трансформации, и правительство вынуждено справляться не только с вызовами пандемии, как и весь мир, но и с падением доверия со стороны населения, а также с нарастающими международными угрозами»,— отметил господин Кузнецов. Он считает, что обращение к опыту первых лет правления Бутефлики и его дипломатическому наследию в этих обстоятельствах могло бы быть продуктивным.