«Кинотавр» особенно не церемонился
Открылся 32-й фестиваль в Сочи
В Сочи начался 32-й «Кинотавр», который продлится до 25 сентября. На открытии фестиваля организаторы попытались совместить иронические высказывания про современность с ностальгическими признаниями в любви к определяющим фигурам российского кинематографа 1990-х. Причем, как считает Юлия Шагельман, второе получилось у них несравненно лучше.
Церемонии открытия главного российского кинофестиваля с каждым годом становятся все концептуальнее. В 2019-м, например, главным номером программы был разговор популярного артиста Александра Петрова о смысле жизни с маленькой девочкой Витой, эту самую жизнь и символизировавшей. В 2020-м, когда фестиваль впервые из-за пандемии был перенесен с июня на сентябрь, вся церемония представляла собой спектакль на злободневную короновирусную тему. На этот раз из всех животрепещущих вопросов современности почему-то был выбран женский.
Началась церемония со знаменитой сцены из «Трех сестер» с рефреном «Надо жить!» и «Буду работать!», разыгранной актрисами Алисой Хазановой, Анной Шипиловой и Дарьей Екамасовой.
После песни в исполнении Манижи, сопровождавшейся видео с самыми яркими героинями советского кино, чеховские сестры превратились в ведущих современного ток-шоу и принялись шутить на тему «Российское кино: лидирующие позиции женщин и архетипические страхи мужчин».
Остроты выходили довольно неуклюжими, как и подводки к представлению двух фестивальных жюри. Их состав, впрочем, тезис о женском лидерстве полностью подтверждает. Жюри конкурса короткого метра в этом году возглавила Ингеборга Дапкунайте, а основного — Чулпан Хаматова, которая пообещала «жюрить максимально субъективно» и понадеялась, что это не скажется на хорошем настроении участников фестиваля.
Завершился дивертисмент «сестер» поразительным в своей оригинальности выводом, что все мы — мужчины, женщины и вообще люди — разные, и хорошо бы нам быть открытыми по отношению к другим. Что, наконец, позволило относительно плавно перейти к объявлению «Кинотавра» открытым. Его президент Александр Роднянский подчеркнул, что даже пандемия не смогла остановить бурное развитие отечественного авторского кино. Пятнадцать фильмов основного конкурса были отобраны из рекордного числа заявок (104), причем почти 60% этих заявок — дебютные работы. В конкурсе их в итоге шесть: «День мертвых» Виктора Рыжакова, раньше работавшего в театре, «Дунай» Любови Мульменко — одной из самых востребованных в нашем кино сценаристок, «Общага» Романа Васьянова, переквалифицировавшегося в режиссеры из операторов, «Подельники» Евгения Григорьева (это его первый игровой, а не документальный фильм), «Молоко птицы» Евгения Марьяна и «Ничья» Лены Ланских.
Помимо дебютантов участвуют, конечно, и те, кого на фестивале хорошо знают и любят. Свои новые картины в конкурсе представят Александр Зельдович («Медея»), Наталья Кудряшова («Герда»), Николай Хомерики («Море волнуется раз»), Григорий Добрыгин («На близком расстоянии»), Сергей Осипьян («Портрет незнакомца») и режиссерский дуэт Алексея Чупова и Наташи Меркуловой («Капитан Волконогов бежал»). Также в основной конкурс вошли фильмы «Владивосток» Антона Борматова, «Оторви и выбрось» Кирилла Соколова и «Нуучча» Владимира Мункуева, отвечающего в этом году за феномен якутского кино.
Тренд этого года — международное внимание, которого наконец дождались российские кинематографисты.
«Нуучча» и «Герда» приехали в Сочи с призами фестивалей в Карловых Варах и Локарно соответственно, «Капитан Волконогов» участвовал в основном конкурсе венецианской Мостры, мировая премьера «Медеи» тоже состоялась в «Локарно», «Ничью» почти одновременно с «Кинотавром» покажут на фестивале в Сан-Себастьяне. Вне конкурса будут представлены российско-финская картина «Купе номер 6» Юхо Куосманена, получившая Гран-при в Канне, и фильм Владимира Битокова «Мама, я дома», участвовавший в программе «Горизонты» в Венеции. Закроет «Кинотавр» лента Киры Коваленко «Разжимая кулаки», награжденная Гран-при каннского конкурса «Особый взгляд».
Открылся же российский фестиваль документальным фильмом «Нас таких не будет» Петра Шепотинника, посвященным Сергею Бодрову.
Один из его героев, продюсер Сергей Сельянов, получил первую награду «Кинотавра» — почетный приз «За уникальное продюсерское чутье и поддержку российских талантов». Лента, незамысловатая по форме (сочетание хроники, отрывков из фильмов и «говорящих голов», в качестве которых выступают художник кино Надежда Васильева, музыкант Вячеслав Бутусов, оператор Сергей Астахов и сам Сергей Бодров, а также Алексей Балабанов — на архивных кадрах), тем не менее производит впечатление благодаря самой своей теме — судьбе талантливого и неординарного человека, ушедшего слишком рано. И в том, как зал приветствовал сначала Сельянова, а потом принимал картину, чувствовалось гораздо больше тепла и искренности, чем в предшествующих рассуждениях о «повестке». Ведь настоящая повестка на «Кинотавре», как на любом фестивале, формируется естественным путем — этим он и ценен.