Всплытие покажет
Скандал вокруг подводного флота Австралии испытает на прочность западные альянсы
Решение Австралии отказаться от контракта на покупку французских подводных лодок поставило под вопрос надежность отношений между США и их европейскими партнерами. В то время как Австралия вознамерилась уже в ближайшее время получить американские и британские подлодки вместо французских, Париж отозвал своих послов из Канберры и Вашингтона и предупредил о долгосрочных последствиях срыва сделки для Трансатлантического партнерства, потребовав пересмотра всей оборонной стратегии НАТО. Трещина между западными союзниками, возлагающими друг на друга вину за кризис, продолжает расти. При этом главным проигравшим может оказаться не Франция, а США: они только что бросили на произвол судьбы Афганистан и сразу же вновь доказали свою готовность ради собственных интересов перешагнуть через союзнические отношения.
О том, что после внезапного отказа от «контракта века» с французской компанией Naval Group на покупку 12 ударных подводных лодок класса Barracuda стоимостью €56 млрд Канберра не намерена откладывать решение о поиске альтернативы им в долгий ящик, заявил в воскресенье в интервью Sky News министр обороны Австралии Питер Даттон. Отвечая на вопрос, идут ли переговоры о покупке или аренде действующих американских или британских атомных подлодок для военно-морских сил страны, глава оборонного ведомства Австралии сообщил: «Если говорить коротко — да. Я уже встретился с рядом коллег, включая тех, кто принимает такие решения».
Скандал в отношениях с Францией, разгорающийся все больше, в воскресенье прокомментировал и премьер-министр Австралии Скотт Моррисон, призвавший Париж отбросить эмоции и попытаться понять обоснованность решения Канберры.
«Конечно, это вызвало огромное разочарование французского правительства, и я понимаю это разочарование. Но в то же время Австралия, как любая суверенная страна, должна принимать решения, которые отвечают интересам ее национальной безопасности»,— заявил на брифинге в Канберре премьер Моррисон. По его словам, технические характеристики французских ударных подлодок класса Barracuda на сегодняшний день уже не позволяют рассматривать их как то оружие, которое необходимо Канберре с учетом ухудшающейся с каждым годом ситуации с безопасностью в Индо-Тихоокеанском регионе.
При этом решение об отказе от контракта с французской компанией Naval Group не было спонтанным, а зрело не один год, и французская сторона знала о намерениях Канберры, поэтому говорить о каком-то тайном сговоре западных союзников за спиной у Парижа просто неуместно, сказал австралийский премьер. Версию о том, что сделка с Naval Group якобы стала жертвой геополитических интриг, решительно отверг и глава Минобороны Австралии Питер Даттон.
Однако все попытки австралийской стороны спустить скандал на тормозах и объяснить Парижу свой рациональный выбор в пользу американских и британских ядерных субмарин не возымели эффекта. После того как в прошлую пятницу Париж пошел на беспрецедентный дипломатический демарш, отозвав своих послов из Вашингтона и Канберры, французские официальные лица продолжают делать решительные заявления.
Они предупреждают, что у скандала будет долгое эхо и цена отказа от сделки с Naval Group будет высокой — причем и для отношений между фигурантами скандала, и для многостороннего взаимодействия союзников в НАТО в целом.
Кроме того, стороны радикально расходятся в оценке генезиса скандала — французские представители настаивают, что решение отказаться от французских подлодок было непрозрачным, принятым втайне от Парижа, в связи с чем великая ядерная держава, играющая одну из ведущих ролей в НАТО и ЕС, была унижена и поставлена в ранг страны второго сорта.
Еще больше подогрела страсти опубликованная в субботу статья в британской газете The Sunday Telegraph, в которой говорится о том, что договоренности за спиной президента Франции Эмманюэля Макрона были достигнуты в июне этого года на саммите G7 в английском Корнуолле, куда был приглашен и австралийский премьер Скотт Моррисон.
«Я слышал комментарии, что у нас были обсуждения по подлодкам до объявления Австралии. Это неправда»,— изложил версию Парижа глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан в эфире France 2. Обвинив Канберру и Вашингтон «во лжи и двуличии», он заявил о глубоком и серьезном кризисе в отношениях США и Франции. А посол Франции в Австралии Жан-Пьер Тебо, отозванный для консультаций, более подробно разъяснил, почему французская сторона не верит объяснениям союзников. « У нас есть очень достоверные данные, что все это готовилось в течение 18 месяцев»,— сообщил посол Тебо в интервью австралийской газете The Sydney Morning Herald.
В свою очередь, госсекретарь по делам Европы МИД Франции Клеман Бон, выступая на французском парламентском телеканале Public Senat, призвал сделать из этой истории вывод о том, как пренебрежительно Вашингтон относится к своим союзникам, следуя принципу «Америка превыше всего».
«США действуют в неприятной манере, не как партнеры, но мы не будем ждать, пока Вашингтон сменит свой курс. Мы со своей стороны должны действовать как европейцы. Мы должны укрепить нашу способность к стратегической автономии»,— заявил высокопоставленный французский дипломат.
Подтверждением того, что трещина, расколовшая ведущих союзников по НАТО, может затронуть и сам альянс, стало еще одно заявление главы МИД Франции Жан-Ива Ле Дриана, сделанное в воскресенье. «На следующем саммите НАТО в Мадриде будет проведена работа над новой стратегической концепцией. Очевидно, что то, что произошло, будет иметь отношение к ее определению»,— заявил глава МИД Франции.
Помимо отношений между США и Францией скандал разгорается и в британо-французских отношениях.
Негодование Парижа, называющего позицию Лондона «оппортунистической», вызвала информация о том, что готовить «предательское соглашение» на саммите «группы семи» в Корнуолле активно помогал экс-глава британского МИДа Доминик Рааб.
Однако новый глава МИД Великобритании Элизабет Трасс попыталась осадить Париж, заявив, что создание AUKUS — тройственного союза США, Великобритании и Австралии (см. “Ъ” от 17 сентября) — было продиктовано интересами безопасности и негодование Франции неуместно.
«Свободы нуждаются в том, чтобы их защищали, и поэтому мы создаем прочные связи в сфере безопасности в мире. Именно поэтому премьер-министр Джонсон объявил вместе с нашими друзьями, президентом Байденом и премьер-министром Моррисоном, о создании нового партнерства в области безопасности»,— заявила госпожа Трасс. «Это демонстрирует нашу готовность непоколебимо защищать наши интересы и бросать вызов недобросовестным приемам и злонамеренным действиям»,— сказала она.
Между тем главным проигравшим в этой истории может оказаться не Франция, а США, после Афганистана вновь проявившие себя ненадежным союзником. Видимо, осознавая, что скандал грозит зайти слишком далеко и нанести серьезный ущерб отношениям внутри евроатлантического сообщества, президент США Джо Байден уже инициировал проведение срочных консультаций с президентом Франции Эмманюэлем Макроном.
«Президент Байден обратился к президенту Макрону с предложением обсудить ситуацию. Разговор состоится в самые ближайшие дни»,— сообщил в воскресенье официальный представитель французского правительства Габриэль Атталь в эфире телеканала BFM.