Электронное не сошлось с бумажным
Итоги онлайн-голосования в Москве оказались неутешительными для оппозиции
Одной из главных интриг прошедших выборов в Госдуму стало дистанционное электронное голосование (ДЭГ) в Москве. Его итоги были обнародованы с существенной задержкой, которую столичные власти объяснили большим числом бюллетеней в связи с голосованием на выборах трех уровней. При этом до введения результатов ДЭГ в ГАС «Выборы» в девяти московских округах лидировали кандидаты от оппозиции, а после этого ситуация кардинально изменилась, и победителями стали все 15 кандидатов, поддержанных мэром Сергеем Собяниным.
Напомним, что ДЭГ в этом году применялось в семи регионах: Москве, Севастополе, Курской, Нижегородской, Мурманской, Ростовской и Ярославской областях. Москва проводила выборы на собственной платформе, опробованной ранее на трех кампаниях, а шесть регионов голосовали на федеральной платформе. Кроме того, в порядке ДЭГ для Москвы были предусмотрены некоторые отличия — например, опция отложенного голосования, позволяющая избирателю в течение суток изменить свой выбор (засчитывался последний голос). Столичные власти объясняли введение этой опции возможностью избежать волеизъявления под принуждением: если, например, первое голосование проходило под давлением работодателя, то работник мог, вернувшись домой, поменять свой выбор.
Как выяснилось по завершении трехдневного голосования, система подсчета онлайн-голосов в Москве и остальных регионах тоже разнилась. Результаты голосования на федеральной платформе расшифровали буквально в течение часа после окончания выборов и показали журналистам на информационном табло в Центризбиркоме. Суммарно в шести регионах «Единая Россия» (ЕР) набрала 54,25% голосов, КПРФ — 11,65%, «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП) — 8,25%, ЛДПР — 7,86%, «Новые люди» — 7,66%.
Зампред ЦИК Николай Булаев тогда пообещал показать результаты по Москве чуть позже, но вплоть до закрытия информационного центра ЦИК вскоре после полуночи они так и не появились.
Московский общественный штаб по наблюдению за выборами, который возглавляет главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, продолжал работать всю послевыборную ночь. Первые промежуточные результаты с учетом ДЭГ стали появляться на информационных табло в штабе после полуночи. Но, в отличие от федеральной системы, отдельно результаты ДЭГ в Москве журналистам не объявили: на мониторы выводилась сразу сумма голосов, поданных на участках и онлайн. Но и эти цифры оказались не окончательными, так как опцией отложенного голосования, по словам господина Венедиктова, воспользовались около 300 тыс. человек, совершившие 650 тыс. транзакций переголосования. Глава штаба признался, что такую схему подсчета голосов предложил он сам: «Когда вы избираетесь по одномандатному округу, вам не важно, откуда этот голос пришел — электронный, надомный или на участке. Важно давать сумму голосов за кандидата».
Ваш браузер не поддерживает видео
На протяжении всей ночи штаб посещали журналисты, кандидаты, действующие депутаты, члены Мосгоризбиркома. Всем гостям Алексей Венедиктов разъяснял ситуацию с отображением результатов, которые обновлялись очень медленно: к 5 часам утра было обработано около 50% протоколов.
«Никаких данных по ДЭГ нам так и не предоставили до восьми утра, и, понимая, что ждать далее бессмысленно, мы все из штаба стали расходиться»,— рассказала “Ъ” член штаба от КПРФ, депутат Мосгордумы Екатерина Енгалычева.
Она напомнила, что на прошлых онлайн-голосованиях в Москве «предоставлялись все данные за каждого кандидата в точных числах и в процентном соотношении». На этот раз, по словам госпожи Енгалычевой, транслируемые картинки «не имели ничего общего с реальным подсчетом голосов в УИКах, из которых поступали фото реальных протоколов с печатями». Она считает, что система ДЭГ Москвы не справилась с подсчетом за планируемые два-три часа из-за огромного объема данных (на ДЭГ в столице записались более 2 млн человек).
Параллельно в ЦИК всю ночь в онлайн-режиме публиковались результаты подсчета голосов без учета ДЭГ, и, по этим данным, в большинстве московских округов побеждали кандидаты от оппозиции. Например, утром 20 сентября «Интерфакс» со ссылкой на ЦИК сообщал, что кандидаты из так называемого списка Собянина проигрывают в 9 из 15 столичных округов. В семи из них лидировали выдвиженцы КПРФ — Валерий Рашкин (округ №196), Михаил Лобанов (№197), Денис Парфенов (№200), Анастасия Удальцова (№201), Сергей Обухов (№205), Андрей Гребенник (№206) и Михаил Таранцов (№210). В 208-м округе на 1-е место вышел «яблочник» Сергей Митрохин, а в 198-м — самовыдвиженец Анастасия Брюханова. Правда, разница в голосах между двумя основными соперниками была минимальной — 1–2%, не считая самого протестного Центрального 208-го округа, где к 11 часам утра без учета ДЭГ самовыдвиженец Олег Леонов проигрывал «яблочнику» Митрохину с заметным отрывом: 19,12% голосов против 26,8%.
Но уже через час, к 12:00 понедельника, ситуация на табло в ЦИК резко изменилась в пользу кандидатов от власти: во всех 15 округах лидирующие позиции заняли члены «списка Собянина», и даже отстававший Олег Леонов стал опережать Сергея Митрохина с 26,28% против 21,85%.
Как пояснил журналистам Николай Булаев, к этому моменту на табло уже были учтены результаты ДЭГ. А чуть позже Сергей Собянин поблагодарил москвичей за доверие, проявленное к кандидатам из его списка. Напомним, в опубликованный 15 сентября мэром список, помимо представителей ЕР, вошли депутат Госдумы от СРЗП Галина Хованская (округ №198) и три самовыдвиженца: Дмитрий Певцов (№200), Анатолий Вассерман (№205) и Олег Леонов (№208).
Ожидалось, что на возникшие к ДЭГ в Москве вопросы ответит председатель ЦИК Элла Памфилова во время итогового брифинга по выборам в Госдуму. Но она спешила на встречу с президентом, и с журналистами пообщался один из разработчиков столичной системы, начальник управления по развитию смарт-проектов правительства Москвы Артем Костырко. Он пояснил, что в системе первый раз проводились выборы трех уровней (Госдума, довыборы в Мосгордуму и муниципальные выборы в Щукино), а задержка результатов была связана с большим количеством транзакций и бюллетеней.
Господин Костырко заверил, что в ГАС «Выборы» все протоколы ДЭГ начали вводиться с 4 часов утра и «к настоящему времени корректно там отображаются».
Это подтвердил и Николай Булаев: «У нас на сегодняшний день проблем с вводом протоколов по ДЭГ голосованию нет, они введены, корректным образом отражены в результатах голосования по партиям и по кандидатам».
Впрочем, в отдельном и удобном для кандидатов, журналистов и наблюдателей формате протоколы ДЭГ по Москве так и не появились: их надо искать среди большого объема данных в ГАС «Выборы» наравне с результатами обычного голосования.