Батареи расщепят на элементы
«Росатом» построит в Дзержинске первый в России завод по переработке аккумуляторов
АО «Русатом Гринвей», дочерняя компания госкорпорации «Росатом», на площадке индустриального парка «Ока-Полимер» в Дзержинске Нижегородской области планирует открыть первый в России завод по переработке литий-ионных аккумуляторов. Производство планируется запустить в 2024 году. Объем инвестиций в проект превысит 5 млрд руб. Завод будет перерабатывать литий-ионные аккумуляторы электротранспорта, железнодорожного транспорта, мобильных устройств и источников бесперебойного питания зданий и выпускать продукцию для повторного производства источников питания. Эксперты называют проект своевременным, поскольку в России началась реализация концепции по переходу на электротранспорт.
АО «Русатом Гринвэй» планирует создать первый в России производственно-технический комплекс по переработке литий-ионных аккумуляторов электро- и железнодорожного транспорта, мобильных устройств и источников бесперебойного питания зданий и сооружений. Завод будет построен в индустриальном парке «Ока-Полимер» (территория бывшего химического завода «Капролактам») в Дзержинске Нижегородской области. Компания сообщила, что собирается вложить в проект более 5 млрд руб.
Производство планируется пустить в 2024 году. Как пояснили в «Русатом Гринвэй», сейчас проект проходит процедуру общественных слушаний в форме опроса, затем проект отправят на государственную экологическую и главгосэкспертизу. В 2022 году после получения всех необходимых разрешений инвестор планирует приступить к строительству завода.
Производственный комплекс будет состоять из пяти автоматизированных технологических линий для сортировки и переработки разного типа батарей — щелочно-марганцевых и цинк-угольных, никельсодержащих, литийсодержащих и ртутно-цинковых. В основу переработки аккумуляторов заложены технологичные решения, аналогичные применяемым на предприятиях одной из ведущих компаний по переработке аккумуляторов в Европе Redux Recycling GmbH (дочерняя компания Saubermacher AG). Расчетный объем переработки сырья на дзержинском заводе — 50 тыс. тонн в год. Получаемые в процессе утилизации аккумуляторов алюминий, медь, литий- и никельсодержащий концентрат могут использоваться для производства катодов и анодов для новых аккумуляторов. Магнитная и немагнитная металлическая фракция отправится на переплавку и прокатку, выделенные при переработке бумага и пластик также могут использоваться как вторсырье.
Предполагается, что к моменту пуска завода он будет обеспечен требующими замены по сроку эксплуатации аккумуляторами от электробусов, которые сейчас поставляются в крупнейшие города России для замены автобусов, работающих на бензиновом двигателе.
Собственник «Ока-Полимера» Валерий Артамонов рассказал “Ъ-Приволжье”, что один из корпусов на площадке индустриального парка подошел «Русатом Гринвэй» для размещения производства, а территория располагает необходимыми коммуникациями, объемами энергетических мощностей и другой инфраструктурой.
Глава Дзержинска Иван Носков говорит, что власти заинтересованы в реализации нового проекта, который обеспечит городу новые рабочие места. «Переработка аккумуляторов — важное и нужное направление, а рынок производства электротранспорта растет, поэтому заводу будет обеспечена загрузка», — уверен мэр.
Планы «Росатома» построить завод по переработке источников питания связаны с утвержденной правительством РФ «Концепцией по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года» и созданием системы рециклинга в сфере обращения с аккумуляторами электромобилей. Нижегородская область вошла в список пилотных регионов, где концепция будет реализовываться в первую очередь. Электротранспорт также планируют развивать в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, Сочи, Калининграде и Казани. По плану правительства суммарное производство электромобилей в России за 2022–2024 годы должно достигнуть 25 тыс. штук, а число зарядных станций к началу 2025 года — 9,4 тыс. штук.
По данным агентства «Автостат», на начало 2021 года в России было зарегистрировано 10,8 тыс. легковых электромобилей (из 42 млн машин), а также более 700 электробусов, которые эксплуатируются в Москве. Столица планирует заменить весь парк автобусов на электробусы к 2025 году. Петербургский ГУП «Пассажиравтотранс» заключил договор на проектирование нового автобусного парка, который пополнится 400 электробусов с ночной зарядкой. Электробусы производят КамАЗ и ЛиАЗ (группы ГАЗ Олега Дерипаски), кроме того, Горьковский автозавод запустил производство «Газель e-NN» на электродвигателе. Почти все легковые электромобили в стране импортные, в России их производит только Ellada — сейчас всего около 100 штук.
Использовать вторсырье для производства новых аккумуляторов планирует сам «Росатом». Недавно дочерняя структура госкорпорации «Рэнера» объявила о планах построить завод по производству литий-ионных ячеек и систем накопления энергии в Калининградской области мощностью 3 ГВт/ч в год. Ранее “Ъ-Приволжье” писал, что этого может быть достаточно для поставок на 45 тыс. электромобилей, а в перспективе мощность завода может быть увеличена в четыре раза.
Нижегородский бизнесмен, работающий в сфере переработки отходов, Лев Тарабарин говорит, что строительство подобных заводов является необходимым с учетом увеличения объемов производства электротранспорта в России, и добавляет, что уже сейчас стоит задуматься о тиражировании подобных проектов. Также господин Тарабарин отметил, что компании, начиная новый проект, стоит задуматься об утилизации промышленных отходов, которые появятся в процессе переработки аккумуляторов, поскольку сейчас в Нижегородской области нет полигона, принимающего отходы заводов, и предприятия вывозят их в другие регионы.