Судан недоперевернули
Власти справились с заговорщиками, но не с проблемами
Суданские власти предотвратили попытку государственного переворота. Официально виновными названы сторонники свергнутого более двух лет назад президента Омара аль-Башира. Однако суданский премьер Абдалла Хамдок дал понять, что причины случившегося глубже: попытка переворота — это результат общенационального кризиса и разногласий внутри государственных институтов страны, включая армию.
В ночь на вторник группа офицеров бронетанкового корпуса ВС Судана во главе с генерал-майором Абдель Баки Бакрауи, а также присоединившиеся к ним военнослужащие парашютно-десантного корпуса и подразделений инженерных войск попытались взять под контроль государственные учреждения в Хартуме, включая радиостанцию, а также заблокировать дороги и сместить Суверенный совет. Однако потерпели фиаско. Местные СМИ утверждают, что у властей была информация о готовящемся перевороте и они просто выжидали, чтобы выявить всех заговорщиков. «Был установлен контроль над ситуацией и задержаны большинство участников неудачной попытки переворота, среди них 21 офицер, унтер-офицеры и солдаты»,— говорится в заявлении армии. Это уже шестая попытка переворота в Судане после свержения на фоне народных протестов в апреле 2019 года президента Омара аль-Башира и прихода к власти в стране военных.
По словам министра культуры и информации Судана Хамзы Балюля, заговорщики близки к окружению свергнутого в апреле 2019 года президента Омара аль-Башира. В то же время газета Sudan Tribune со ссылкой на источники в армейских кругах уточняет, что к перевороту причастны офицеры-исламисты, связанные с экс-президентом. Как указывает издание, Абдель Баки Бакрауи несколько месяцев находился в Каире, где планировал операцию по захвату власти с проживающими там суданскими исламистами. Саудовский телеканал «Аль-Арабия» и вовсе открыто заявил о принадлежности заговорщиков к движению «Братьев-мусульман» (запрещено в РФ). Другие источники также подтверждают, что генерал-майор находился в Каире, где проходил лечение. Абдель Баки Бакрауи был членом правящей при президенте аль-Башире и распущенной после его отставки партии «Национальный конгресс» и только недавно был восстановлен в должности после своего предыдущего ареста.
«Национальный конгресс Судана» и «Братья-мусульмане» действительно имеют общие корни, однако это не мешало экс-президенту выстраивать свою собственную политику, в том числе опираться в разное время на Саудовскую Аравию и ОАЭ — непримиримых борцов с этим движением. Со своей стороны, новые власти в Хартуме в последнее время стремятся к нормализации отношений с Турцией и Катаром, которые идеологически близки к «Братьям-мусульманам». Однако мотивы переворота могут быть гораздо проще. Судя по всему, его причина — глубокий раскол в правящей элите Судана.
По словам премьер-министра Абдаллы Хамдока, попытка государственного переворота была «последним проявлением национального кризиса».
Все проблемы транзита власти премьер буквально испытал на себе, пережив в марте прошлого года покушение на свою жизнь. «Нам необходимо извлечь урок из происшедшего, что требует реструктуризации институтов государства и ускорения переходного периода»,— сказал он во вторник. И добавил, что попытка переворота «ясно указывает на важность реформы для военного сектора и сектора безопасности». В июне он уже предупреждал о вызывающих беспокойство разногласиях в вооруженных силах и других силовых ведомствах Судана. И надо отметить, что эти разногласия проявляются не только внутри страны, но и в ее внешних связях, неслучайно периодически возникает информация о пересмотре условий соглашения с Россией о создании пункта материально-технического обеспечения, фактически военной базы ВМФ РФ на Красном море.
Напомним, что Суверенный совет Судана, в состав которого вошли пятеро военных и шесть гражданских лиц, был приведен к присяге в августе 2019 года. Этот орган должен был управлять страной в течение 39 месяцев переходного периода до парламентских выборов. Предполагалось, что 21 месяц во главе совета будет стоять генерал Абдель-Фаттах аль-Бурхан, а на оставшийся срок его сменит гражданское лицо. Однако после подписания в октябре 2020-го мирного соглашения между Хартумом и вооруженными группировками, на протяжении многих лет действовавших в суданских штатах Голубой Нил и Южный Кордофан, переходный период был обнулен и в совет вошли три представителя повстанческих группировок. Теперь выборы в Законодательное собрание планируются лишь в начале 2024 года. Однако, как отмечают суданские СМИ, это не должно было повлиять на срок передачи власти от военных гражданским в Суверенном совете.
Внутри двух частей совета возник спор о полномочиях. Правда, не первый и не последний, как и между другими ветвями власти. Так, например, в августе правительство решило выдать Международному уголовному суду Омара аль-Башира и еще двоих обвиняемых по делу о преступлениях в Дарфуре, но Суверенный совет до сих пор не дал на это своего согласия.
По информации газеты «Аш-Шарк аль-Аусат», к «гражданским» руководство советом все-таки должно перейти в ноябре, и западные страны делают все возможное, чтобы такая передача состоялось, но число конфликтов в преддверии этого события только увеличивается, причем на всех уровнях.
«Этот переворот провалился, по всей видимости, из-за плохой подготовки. Армию, полицию, спецслужбы зачищают от "Братьев-мусульман" под надзором египетских спецслужб уже с 2019 года. Но это не значит, что не будет других попыток переворота»,— сказал “Ъ” доцент кафедры всеобщей истории исторического факультета РГГУ Сергей Серегичев.
По его словам, ситуация может стать взрывоопасной из-за желания правительства выдать в Гаагу президента аль-Башира и его соратников. «Для многих сторонников экс-президента — это красная линия, переход которой очень опасен для Хамдока. Поэтому сохраняются риски новых путчей»,— добавил Сергей Серегичев. В то же время эксперт добавил, что все игроки внутри Судана внимательно отслеживают реакцию США и гадают, на кого они могут сделать ставку в будущем.
Пока же США вместе с Великобританией и Норвегией, с которыми они вместе были спонсорами процесса урегулирования конфликта между Севером и Югом Судана, заявили о «своей решительной поддержке переходного процесса» в этой стране и отвергли «любые попытки сорвать или подорвать усилия суданского народа по созданию демократического, мирного и процветающего будущего».