Кто за что подаст
Победители думских выборов на Дону получили наибольшую спонсорскую помощь
Партии и кандидаты в депутаты Госдумы России на ведение предвыборных кампаний в Ростовской области потратили в общей сложности 319 млн руб. Максимальные суммы на избирательные счета удалось привлечь победившим во всех одномандатных округах кандидатам «Единой России». В основном им жертвовали средства крупные компании юга России и созданные партией НКО. Максимально разрешенный размер избирательного фонда в 40 млн руб. зафиксирован у единоросса Антона Гетты. У оппозиционных кандидатов суммы на избирательных счетах не превысили 7,6 млн руб., а Анатолий Котляров от партии «Родина» получил только 200 руб. Эксперты отмечают, что результат прошедших выборов напрямую связан с объемом средств, полученных кандидатами для ведения предвыборной агитации.
В соответствии с российским законодательством в ходе предвыборной кампании с июля по сентябрь на избирательные счета кандидатов в депутаты Госдумы РФ могло поступить до 40 млн руб. от любых российских юрлиц, физлиц и НКО. Привлеченные средства политики могли тратить на консультации политтехнологов и юристов, социологические исследования, организацию встреч с населением и агитационные материалы (от рекламы на телевидении и баннеров до газет, листовок и лифлетов).
В Ростовской области все принявшие участие в выборах политические объединения и кандидаты потратили на избирательную кампанию в сумме 319 млн руб., сообщил на пресс-конференции глава регионального избиркома Андрей Буров.
«Если смотреть на региональные отделения партий, рост расходов по сравнению с избирательными кампаниями 2016 года составил в 1,9 раза, у кандидатов-одномандатников — в 1,5 раза», — отметил он.
Самой большой суммой располагал действующий депутат Госдумы от «Единой России» Антон Гетта — на его счете оказались максимально возможные 40 млн руб. Большую часть средств (более 28,1 млн руб.) кандидату направили коммерческие организации, среди которых ООО «АМС-Юг», АО «Кубанский центр сертификации и экспертизы “Кубань Тест”», ООО «Сев-Кав тест 2004» и ООО «Аксайстройпром», остальные средства на счет кандидата были отправлены НКО.
Для сравнения: его главный конкурент в округе — также действующий кандидат Госдумы Михаил Емельянов («Справедливая Россия — За правду») — получил на избирательный счет 7,6 млн руб. Это в пять раз меньше, чем у господина Гетты, но значительно больше, чем у других оппозиционных кандидатов во всех округах (за исключением однопартийца господина Емельянова Юрия Мезинова, который также получил 7,6 млн руб.). При этом в числе жертвователей кандидата указано только ингушское АО «Завод автоприцепов “Магас”», внесшее на счет господин Емельянова 200 тыс. руб.
У действующего депутата Госдумы от «Единой России» Ларисы Тутовой, победившей в одном из семи ростовских одномандатных округов, на счете было более 34,3 млн руб. На счет ее главного конкурента, коммуниста Лавра Черкашина, поступил 1 млн руб. На счета остальных кандидатов по округу поступило от 549 тыс. руб. до 200 руб.
В Таганрогском избирательном округе максимальная сумма на избирательный счет поступила паралимпийцу Сергею Бурлакову («Единая Россия») — 22,8 млн руб. Как и Антон Гетта и Лариса Тутова, он получил практически одинаковый объем финансирования от Национального фонда поддержки регионального сотрудничества и развития, Ростовского фонда поддержки регионального сотрудничества и развития и Фонда поддержки будущих поколений.
В избирательный фонд депутата донского Заксобрания от партии «Справедливая Россия — За правду» Сергея Косинова было отправлено 2,1 млн руб., на избирательный счет Евгения Бессонова — более 1,1 млн руб.
По Южному избирательному округу по объему средств в фонде лидирует экс-глава администрации Ростова-на-Дону Виталий Кушнарев: на его счет зачислено более 39,8 млн руб. В основном средства поступали от крупных компаний Ростовской области, в частности от ООО «Агроком Холдинг» и ООО «ПКФ “Атлантис-Пак”» Ивана Саввиди. Кроме того, на счет кандидата поступило более 3,3 млн руб. от девяти физлиц. Шедший по этому округу коммунист Андрей Кутырев за время избирательной кампании привлек в фонд 750 тыс. руб.
В Белокалитвинском избирательном округе кандидат «Единой России», владелец сельскохозяйственной ГК «Светлый» Николай Гончаров получил на избирательный счет более 23,1 млн руб. Большая часть средств — 8 млн руб. — была направлена от Ростовского ФПРСР и ООО «Светлый» — 7,2 млн руб. Далее по объему средств в избирательном фонде следует кандидат партии «Справедливая Россия — За правду» Денис Чеботарев: на его предвыборный счет поступило более 1 млн руб. собственных средств.
По Шахтинскому избирательному округу наибольшую сумму собрала депутат донского парламента Екатерина Стенякина — 35,5 млн руб. Справоросс Юрий Мезинов получил на избирательный счет 7,7 млн руб., а коммунист Сергей Шаповалов — 308 тыс. руб.
В Волгодонском округе лидером по объему поступлений на избирательный счет стал Виктор Дерябкин: он смог привлечь более 10,7 млн руб. В фонд его оппонента Алексея Мисана от КПРФ поступило 800 тыс. руб., а на счет справоросса Дмитрия Евсеева — 320,3 тыс. руб.
Опрошенные “Ъ-Юг” эксперты полагают, что успех избирательной кампании напрямую связан с тем, сколько средств в нее было вложено — качественные агитматериалы могут сильно повысить узнаваемость кандидата.
При этом они отмечают, что большая часть средств избирательного фонда может тратиться на невидимые для избирателя цели — например, консультации политтехнологов по позиционированию кандидата. «Агитация не имеет смысла без правильного позиционирования кандидата. Паралимпиец Сергей Бурлаков позиционировал себя как “человека, который может”, Антон Гетта — как координатора бюро антикоррупционных расследований ОНФ. А некоторые кандидаты от КПРФ не прилагали заметных усилий в этом направлении, но без усилий собрали голоса благодаря позиционированию партии в целом», — говорит политолог Дмитрий Абросимов.
По его словам, бизнес охотнее вкладывается в избирательные фонды кандидатов от «Единой России», так как более уверен в их победе.
«Представители бизнеса поддерживают только тех кандидатов, чья позиция им выгодна. Жертвование в избирательный фонд кандидата — это в том числе инвестиция в собственный бизнес», — пояснил эксперт.
«Бизнес поддерживает тех политиков, которые реально, а не на словах могут лоббировать их интересы. Успехи, например, КПРФ пока не такие впечатляющие, чтобы бизнес в этом смысле поменял “Единую Россию” на КПРФ», — соглашается один из ростовских политтехнологов, согласившийся высказать “Ъ-Юг” свое мнение на условиях анонимности. Однако он убежден, что правильнее добиваться популярности у избирателей заранее «не проплаченной рекламой, а реальными делами».